45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя (конспект). Максим Батырев

Названия глав этой книги – татуировки. Это свод принципов и правил, проверенных многолетней практикой успешного менеджера, его житейский и организаторский опыт. Это простые и яркие истории о том, как и почему надо вести дела, если хочешь добиться успеха. За каждой из этих глав стоят осмысленные действия, чья-то боль, мучения, радости, удачный и неудачный опыт, увольнения и лидерство, а главное – нужный результат.
Читайте, чтобы получать именно его!




Даже если абсолютно точно воспроизвести все технологии и способы из книг «как стать успешным/миллиардером за 24 часа» или книги готовых рецептов по менеджменту, они не будут работать при отсутствии прочного фундамента, на котором построены ваша компания или подразделение. А фундамент – это принципы, по которым вы ведете дела. В этой книге я называю принципы татуировками, т.к. они навсегда впечатывались в меня после разных событий, происходивших в жизни.

Татуировка № 1. Сначала научитесь играть по правилам, потом придумывайте свои

Где бы я ни появлялся с тех пор, как меня, не научившегося основным правилам боя, но рвавшегося показать свою удаль, побил на тренировке по боксу опытный боксер, я учился играть по правилам системы, пытаясь разобраться в природе этих правил и мотивах, по которым они были приняты.
В бизнесе точно так же. В жизни тоже. Нельзя заработать сразу миллион, если ты не научился зарабатывать рубль. Нельзя стать директором, если ты не поруководил отделом. Нельзя привлекать много клиентов, если ты не научился понимать, что ими движет. И так далее.
 Всегда сначала надо учиться играть по правилам и не искать волшебных кнопок.

Татуировка № 2. Читайте, осмысливайте. Тренируйте главную мышцу

Большая часть моих достижений связана с тем, что я прочитал, и с последующей рефлексией, переходящей в действия. Очень многие, начав читать, говорят: «Какой же я был дурак, что не начал раньше!»
Книги – это инвестиции, которые возвращаются.
Люди, которые даже не пытаются начать читать, просто придумали себе алиби, которым прикрывают собственные слабость и лень.
Нельзя читать бизнес-литературу просто так, как обыкновенную книжку, не осмысливая и не применяя полученную информацию. Читай и осмысливай прочитанное! Именно такое чтение помогает. Если бы я не применял идеи из чужого успешного опыта, я сдался бы на третьей книге и читать бы перестал.
Уровень интеллекта и творческих способностей находится в прямой зависимости от качества и количества стимулов, которые получает мозг. Любой мускул развивается благодаря нагрузкам. Чем больше и чаще мы будем использовать свой творческий «мускул» - мозг, тем сильнее он станет.
Ни одна живая система (человеческий организм, коллектив, страна, дерево) не может оставаться в нейтральном состоянии. Она либо деградирует, либо развивается. Развиваться она может исключительно от воздействия внешних стимулов. Если стимула нет, система начинает деградировать. При этом стимулы тоже могут разрушать, если они некачественные. Некачественным стимулом для человеческого мозга может быть, например, «Дом-2», или для желудка – полуфабрикаты с добавлением канцерогенов.
Если хочешь, чтобы у тебя были сильные руки, надо качать мышцы на руках. Если хочешь, чтобы у тебя были сильные ноги, надо бегать и приседать. Если хочешь быстро соображать, быстро принимать решения и совершать открытия, нужно качать мозг. Чем больше человек читает книги, тем чаще в голову ему приходят новые идеи для бизнеса, для личной эффективности. Просто так гениальная идея в голову прийти не может.
 Читая профессиональную литературу, начинаешь понимать концепции и смысл ведения бизнеса - становишься сильнее.
 Читая художественную литературу, начинаешь понимать жизнь - становишься мудрее (бульварные романы – стимул некачественный).
 Общаясь с умными и успешными людьми, воспринимаешь их опыт и сам становишься ближе к успеху.

Татуировка № 3. Отказывайтесь от неверных стратегий – это проявление силы

Всегда жаль бросать то, что ты создаешь вокруг себя, чем обрастаешь, что умеешь и знаешь. Здесь все так знакомо, а там, в неизвестности, страшно и неясно.
 Но все-таки нужно уметь менять стратегию. Нужно уметь сворачивать с пути, искать другие модели поведения, пробовать что-то новое, иногда шагать назад, если, помыкавшись, понимаешь – того, чего так хотел, достичь не удается.
Смена стратегии, в том числе отказ от ранее выбранной, может привести к отличным результатам. Самое главное – это позиция сильного.
 Люди, которые упираются тогда, когда у них не получается реализовать свою стратегию, и при этом не меняют способы достижения цели и держатся за свою стратегию руками и ногами, – слабаки.
Отказаться от неверно выбранной стратегии – значит проявить здравый смысл. Пусть над тобой смеются и говорят, что ты проиграл, раз остановился. Но хорошо смеется тот, кто смеется последним.

Татуировка № 4. То, что очевидно для вас, не очевидно для других

Я всегда с пониманием отношусь к каждому молодому соискателю, сотруднику, стажеру и работаю с ним как наставник, провожу первые дни и недели, рассказывая, как у нас принято работать, по каким правилам, что является результатом работы, к кому по каким вопросам можно и нужно обращаться, и так далее…
Все это происходит по моей инициативе, я не жду, когда человек попадет в неудобную ситуацию, ведь он может и не признаться, что ему что-то неизвестно или непонятно. Помните, как чувствовали сами себя, когда были начинающим.

Татуировка № 5. Ищите сильных, слабые прилипнут сами

Чтобы стать сильным, нужно общаться с сильными людьми. Но чтобы общаться с сильными, нужно приложить усилия, потому что вы им на фиг не нужны. А вот слабым нужны, они же должны пить чью-то кровь.
Сильные никогда к вам не подойдут и не скажут первыми: «Привет! Как дела? Я Сильный, а тебя как зовут? О, ты Слабый? Хочешь, помогу? Хочешь, сделаю тебя таким же, как я? Держи руку покрепче, побежали в светлое будущее!»
 Встречи с сильными нужно добиваться. Сильных нужно искать. На сильных нужно равняться, с сильных нужно брать пример.
 Слабые найдут вас сами. Причем придут с большой ложкой, чтобы зачерпывать этой ложкой ваши мечты, надежды, хорошее настроение, веру в успех и улыбки.

Татуировка № 6. Каждого можно простить за ошибку (при определенных обстоятельствах)

Каждый имеет право на серьезную ошибку, но только на одну. И каждый имеет право на то, чтобы его простили при определенных обстоятельствах, когда человек готов из шкуры вон вылезти, лишь бы восстановить свою репутацию, раскаивается в содеянном, принимает весь удар на себя.

Татуировка № 7. Не делайте работу за подчиненных

Выполнение работы за подчиненных – классическая ошибка всех руководителей, которые «выросли снизу». Однако вам нужно решать общие вопросы своего подразделения и только таким способом гарантировать результат.
Вы должны находить «золотую середину», умея отказываться от своего предыдущего опыта – даже если там вы были большой молодец. Но в то же время не растеряйте его, потому что он может пригодиться в любую минуту.

Татуировка № 8. Не вступайте в переговоры с террористами

Говорят, что в Японии нет террористов, которые захватывают заложников. Согласно некому закону человек, ставший заложником, с момента захвата перестает считаться гражданином Японии. И государство перестает нести ответственность за такого человека. Поэтому силовики уничтожают сразу всех, – и террористов, и заложников. При таких обстоятельствах пропадет всякий смысл кого-то захватывать и что-то требовать. Поэтому террористов в Японии нет.
 Кого можно считать террористами в бизнесе? Любого сотрудника, который каким-либо способом вам угрожает. Особенно любители таких угроз – это подразделения или персонал, без которых организация не функционирует, либо сотрудники, обладающие уникальным функционалом.
От таких террористов необходимо избавляться немедленно. Да, какое-то время будет трудно, но всегда можно со временем им найти замену.

Татуировка № 9. Клиенты – наше всё

Мои сотрудники знают, что можно прервать любой разговор, совещание и даже заседание правления компании, если вопрос касается клиента и, если он срочный. Все работают ради клиента – и продажники, и бэк-офис.

Татуировка № 10. И даже в кабаке вы – менеджер!

1) Оплата. Менеджер должен организовывать работу и досуг своих сотрудников, если он рядом. Совместную оплату счета в кабаке руководитель тоже должен организовывать:
 1. Когда каждый платит сам за себя – это нормально. Пусть сотрудники привыкают к тому, что раз договорились о совместных действиях, то надо соответствовать. Более того, оплата дисциплинирует людей и заставляет более аккуратно относиться к выбору блюд в следующий раз.
 2. Каждому человеку всегда кажется, что он поел на меньшую сумму, чем сам себе представляет.
 3. Это не зазорно и не стыдно. Это не мелочное скупердяйство. Я уверен, что, когда оговариваешь с подчиненными правила на берегу, это гораздо лучше, чем потом оставлять в кабаке свои часы под залог.
Я поступаю всегда следующим образом. Первый заказ – и сразу счет. Все оплатили, дальше каждый сидит, ест, пьет, отдыхает. Хочешь заказать еще? Пожалуйста, заказывай! Но сразу же бросай деньги в общак!
2) Организация. Вы – командир, и на вас всегда смотрят как на командира. Никаких разговоров типа: «Это до шести я ваш начальник, а теперь я собутыльник и друг»
Не надо заставлять непьющих пить. У них есть это право, какой бы повод для пьянки ни имелся у вас. Наоборот, это ваши главные помощники на таком мероприятии – только они в случае чего помогут вам воссоздать картину происходящего и достойно провести окончание вечера. Например, помогут организовать доставку людей по домам.
У вас должен быть с собой список домашних адресов сотрудников (на всякий случай), чтобы их можно было транспортировать на такси. Никогда не отправляйте пьяного в одиночку на общественном транспорте.
Ваша задача:
– сделать так, чтобы сотрудник попал домой после пьянки, которую организовываете вы.
– следить за временем окончания мероприятия и аккуратно его сворачивать, когда время подходит к концу.
– сделать так, чтобы можно было легко найти номер такси, на котором уехал человек.
3) Помните, есть не ваши праздники и не ваши дни. Они общие с родственниками ваших людей. Допустим, Новый год, 8 Марта или день рождения сотрудника и даже суббота (после пьяной пятницы). Не нужно конкурировать в этой зоне с близкими ваших подчиненных. Сделайте так, чтобы ваши сотрудники всегда хорошо выглядели в такие дни и вели себя достойно.
4) Не устраивайте пьянки в день зарплаты
5) Если заботитесь о своей репутации, то не пейте пиво из бутылок на улице в городе в окружении своих сотрудников: это не улучшает имидж менеджера. На природе за городом – другое дело.
6) Никогда не вступайте в личные переговоры о зарплате, карьерном росте и прочих подобных вопросах на общественных пьянках, даже если вас будут атаковать. У людей после выпитого включаются откровенность и отвага одновременно. Скажите, что запомнили этот вопрос и готовы вернуться к нему завтра. 80% сотрудников на следующий день не приходят.

Татуировка № 11. Не работайте с моральными инвалидами

Никогда не надо работать с людьми, если они сами, и осознанно, не хотят меняться и верить в себя. Это бессмысленно.

Татуировка № 12. Называйте вещи своими именами

Это очень важно. Как бы ни было это неприятно, неудобно, но люди должны понимать, что от них хотят и какие есть нарекания в их адрес.
 Многие менеджеры боятся сказать сотруднику, что он плохо работает. А когда дело доходит до увольнения, выдают все на-гора: ты и там был плох, и здесь не так делал, и тут накосячил. В большинстве случаев для сотрудников слова руководителя в такой момент оказываются сюрпризом. Но ведь лучше до этого не доводить.
 Я радуюсь, когда люди добиваются результатов, и говорю им, что они молодцы. Хмурюсь, когда результаты неудовлетворительные, и тоже называю вещи своими именами. Высказываю в лицо девочкам недовольство, если они приходят на работу ненакрашенными, а ребятам – если небритыми. Говорю человеку, что он лентяй, если он лентяй, и что он трус, если он трус. Да, многие обижаются, но зато преобразуются буквально на следующий день.
 Так создается некая система координат. Понятно, что хорошо, а что плохо. Что можно, а чего нельзя. А при наличии системы координат всегда работается легче. Хотя соблазн тихо обидеться на специалиста и поставить себе «галочку» в голове, что он нехороший человек, а в лицо ему ничего не говорить очень велик. Ведь в этом случае ты и сотрудника не обидишь, и, самое главное, сам смущаться не будешь.

Татуировка № 13. Делайте то, что проповедуете

Часто руководитель сам не соблюдает правила, выполнения которых требует от своих сотрудников. И это не просто некрасиво, а по-настоящему разрушительно.
Могу ли я требовать от своих сотрудников, чтобы они приходили на работу хотя бы за две минуты до начала рабочего дня? Я уверен, что у меня есть полное моральное право требовать со своих людей, чтобы они по крайней мере не опаздывали, потому что сам не опаздываю.
А если руководитель сам опаздывает? Значит, что начальник не следит за своими словами, у него низкий авторитет, он слабый, с ним лучше не иметь дел. А если начальник – эталон дисциплинированности, подтянутости, мужественности и образец поведения, значит, он может требовать, значит, он пример, значит, все по справедливости.
В общем, не требуйте с сотрудников того, чего вы сами не делаете.

Татуировка № 14. Стая копирует вожака

Я не видел еще ни одного веселого или лихого подразделения, в котором был бы суровый руководитель. И наоборот, не видел ни одного тяжелого на подъем подразделения, в котором был бы руководитель, открытый всему новому, яркий и жизнелюбивый человек. То же и с руганью матом, и с чтением книг, и с курением, и т.д.
Сотрудники повторяют то же, что делает, что говорит и даже что думает босс.
Если хотите понять, какой вы менеджер, посмотрите на сотрудников, которые работают с вами больше полугода. Вот вы такой, как они. Хотите изменить их? Посмотрите сначала на свое отражение.
И обязательно подумайте про свое серьезное лицо. Власть, которую вам дали, – не повод для того, чтобы начать хмурить брови. Иначе так и проведете остаток своей управленческой жизни в коллективе, больше похожем на бригаду рабочих с трубопрокатного завода.

Татуировка № 15. Добро должно быть вознаграждено, а зло наказано. Всегда

Если руководитель не наказывает за проступки, то подчиненный решит, что:
 1. Любые правила, установленные руководителем, можно нарушать.
 2. Любое обещание, данное подчиненным, можно не сдерживать.
 3. Руководитель – слабый, им можно манипулировать.
Любое незамеченное осознанное нарушение с вашей стороны – это вовсе не широкая и щедрая менеджерская русская душа. Это первый признак того, что скоро в вашем подразделении «все окна будут разбиты» (по Теории разбитых окон).
Точно так же, но только в другом направлении, работает и вознаграждение за добро.
 Добро – это исполнение договоренностей и любые другие действия сотрудников, которые вы сами хотите приветствовать, а также действия подчиненных, которые были направлены в ваш адрес. Допустим, когда сотрудник вам помог, хотя и не был обязан.
Но только будьте аккуратны. Не нужно радоваться, когда ваш сотрудник вовремя пришел на работу. Есть норма и есть добро. Это разные вещи. Норма – это когда для всех существует одинаковое правило.
Наказания – это не только взыскания, штрафы и применение силы. А поощрения – это не только денежное вознаграждение, карьерный рост и ценные подарки. Иногда одобрительный кивок или нахмуренные брови могут сыграть ту же роль, главное – показать, что вы как представитель власти все видите и замечаете.

Татуировка № 16. Учить – лечить – мочить

«Учить» – «лечить» – «мочить» – этапы работы с каждым сотрудником по выполнению любой задачи. В основном все руководители делятся на три типа: каждый предпочитает то или иное действие. Однако нужно выполнять все этапы.
Нарушение правил в первый раз – случайность (учим), во второй – совпадение (лечим), но в третий – осознанная сотрудником закономерность (мочим).
Этап «учить». Все, что очевидно тебе, совсем не очевидно другим. Каким бы умным ни казался ваш сотрудник, вам необходимо убедиться, что он понимает задачу так, как нужно. Если понимание не такое, необходимо исправлять, приводить в соответствие, учить.
Если правила оговорены, сотрудник научен, правильно понимает задачу и, более того, вы с ним договорились, что он будет поступать так, как вы договорились, но по каким-то причинам он не выполняет задачу, значит, с этим нужно разбираться на этапе «лечить».
Этап «лечить». Прежде всего нужно понять, что явилось причиной невыполнения задачи. Если объективных причин не существует, начинайте «лечение»: «Дружище, мы же с тобой договаривались… вот ты мне и сам обещал…»
 Постарайтесь обойтись без коучинга и психотерапии. Помните, что вы не социальный работник, который вынужден слушать рассказы про тяжелую судьбу: любителей поныть гораздо больше, чем любителей чего-то достигнуть собственными силами. Вы менеджер, который должен выполнить задачу и доложить об этом высшему руководству.
Тем не менее не забудьте во время «лечения» сказать, что считаете происшедшее недоразумением и верите в то, что в следующий раз такого не повторится.
Ошибка сотрудника может повториться снова. До какой поры человека можно «лечить»? МАКСИМУМ ЕЩЕ ТОЛЬКО РАЗ. Предупредите при втором случае «лечения», что он последний. И дальше произойдет нечто неприятное.
Задача не выполняется в третий раз. Это этап «мочить».
Этап «мочить». Мочить – не значит увольнять, объявлять строгий выговор или бить. Мочить – любым образом наказывать сотрудника. Это может быть что угодно, лишь бы подчиненный испытал личные страдания и ему больше никогда не пришло в голову, что можно не выполнять поставленные вами задачи.
Помните: для наказания нужно мужество. Легче всего всю жизнь заниматься «учением» и «лечением». Если не умеете наказывать, значит, власть вам не по силам – идите работать специалистом. Но если правильно «наученный» и грамотно «отлеченный» человек снова и снова делает одно и то же, он откровенно издевается над вами. А это и есть то самое «зло», которое должно быть наказано.
Более того, этап «мочить» – это, по сути, единственный этап, на котором ваша власть и нужна. Во всех остальных случаях лучше властью не пользоваться, а нормально договариваться с людьми.
Важное замечание: мочить сразу тоже можно.
Все зависит от тяжести совершенного проступка. «Учить – лечить – мочить» в большей степени распространяется на операционную, повседневную, нормированную деятельность. Деятельность, не требующую излишнего вмешательства власти. Но если ваши сотрудники совершают тяжкие проступки, которые требует незамедлительного вмешательства власти (например, ругается с клиентами по телефону), и совершенно нет времени на «учить» и «лечить», тогда вмешивайтесь сразу. Но только в исключительных случаях.

Татуировка № 17. Развивать нужно не слабые, а сильные стороны

Необходимо находить и развивать ТОЛЬКО свои сильные стороны, создавая свой неповторимый индивидуальный стиль. При этом старайтесь минимизировать потери от своих слабых сторон, т.е. пытайтесь вообще не попадать в ситуации, где можно оголить свои недостатки.

Татуировка № 18. Сильные уважают только силу

Не работайте с сильными вообще, или становитесь сильнее их. Третьего не дано.
Вы – руководитель, и, если у вас не совпадает мнение с кем-то из подчиненных, ему придется принимать вашу сторону или уйти. Без вариантов.

Татуировка № 19. Усиливают команду только единомышленники

Ицхак Адизес утверждает: настоящая команда менеджеров имеет сходство с человеческой ладонью, где каждый палец символизирует своеобразие стиля менеджера. И чем радикальнее различаются менеджеры (пальцы), тем правильней команда (ладонь). Потому что, если команда состоит из людей, имеющих одинаковые взгляды, она очень уязвима.
Однако, я не согласен: работа в такой команде – это всегда очень тяжело и непродуктивно. Ни развития, ни созидания такое взаимодействие не приносит.
Адизес утверждает: если команда состоит из людей, имеющих одинаковые взгляды, то она неэффективна. А я абсолютно точно знаю, что команда, состоящая из людей с одинаковыми взглядами на бизнес, на результаты, на подходы в работе, и главное – на общие цели, многократно сильнее и продуктивней.
Только с единомышленниками можно делать великие дела. Потому что, работая с людьми, которые имеют иное мнение, ты постоянно будешь тратить силы на преодоление сопротивления. Каждый раз, на любом совещании, в любое время, при любом предложении, при любом изменении ты должен будешь преодолевать сопротивление.
   Эффективность работы команды можно измерять по принципу сложения векторов.
  

На первой картинке видно: если один человек смотрит примерно в одном направлении со вторым, но все-таки цели у них сильно отличаются, то их общая эффективность равна средней линии. Но если они будут смотреть в одном направлении, как на второй картинке, если будут идти к одной цели, будут похожи друг на друга, то именно в этом случае 1+1=2.
   А теперь добавьте на эту картинку человека с другими взглядами: дорисуйте вектор, направленный в противоположную сторону, и получите, что 1 + 1 + 1 = 1, потому этот человек гасит энергию. И все силы будут тратиться на гашение сопроивления этого человека.

Татуировка № 20. Не обсуждайте принятые решения с подчиненными

Как бы ни хотелось. Вы можете их обсуждать до принятия, но не после!

Татуировка № 21. Признание специфичности смерти подобно

   Почти в каждой компании есть подразделение, которое считает себя «специфичным». Допустим, какой-нибудь департамент по развитию региона или отдел по работе с VIP-клиентами. С одной стороны, руководители и сотрудники таких подразделений считают себя некоей элитой, мол, «мы особенные, остальные ничем друг от друга не отличаются», а с другой стороны, у них есть основание сваливать вину за любые свои неудачи на какие-то особенные обстоятельства, которых нет у других.
Нужно учитывать очень важную вещь: сотрудники специфичных подразделений не ищут себе причин «отмазываться». Они действительно так считают! Например, у них результаты хуже, потому что Луховицы – небольшой город или потому что «летом – не сезон».
Ведь как соблазн велик, когда дела не очень идут хорошо, сказать руководителю: «Ну-у-у-у, вы же понимаете, почему у нас кризис. У нашего подразделения своя специфика…».
Однако выбираются из плохих результатов только те отделы, в которых удалось такой стереотип убить. Или те, кто убил в себе этот стереотип сам.  

Татуировка № 22. Хвалите людей

Когда человека все время бьют, загоняют в рамки, применяют силу и власть, он просто научится защищаться и, скорее всего, покинет вас при первом удобном случае. А когда человека хвалишь, он неосознанно запоминает эти действия и стремиться их повторять.
   Похвала – это выстраивание системы координат. Сотрудник будет сосредоточиваться на том, за что его хвалят, хотите вы этого или нет. Главное – ХВАЛИТЬ ЛЮДЕЙ ТОЛЬКО ЗА ТО, ЧТО ТЫ САМ СЧИТАЕШЬ ПРАВИЛЬНЫМ.

Татуировка № 23. Не рассчитывайте на людскую благодарность

Все люди неблагодарные свиньи, абсолютно все. Когда-нибудь они забывают все то, хорошее, что ты для них сделал, и становятся такими же свиньями, как и все остальные.
Помогая людям, я просто перестал ждать благодарности, и стало легче жить.

Татуировка № 24. Команду создает только общее делание

Команда в первую очередь характеризуется общей понятной целью, сопереживанием друг другу и желанием в случае необходимости помочь другому ради общей цели.
Тимбилдиногвые игры и корпоративное командообразование в нашей стране не нужны. У нас люди и без совместных тренингов могут легко найти друг с другом общий язык. И точно с такой же легкостью разбежаться в разные стороны, как только дело дойдет до того, чтобы совместными усилиями что-то сделать.
Раздать всем сотрудникам краски и кисточки и покрасить всем вместе двухсотметровый забор – гораздо эффективнее для создания команды, чем поиграть всем вместе в боулинг. Потому что совместное делание всегда подразумевает участие каждого, персональный участок ответственности, видимый личный результат труда и видимый общий результат. А боулинг – это просто развлечение.

Татуировка № 25. Менеджер должен быть крайним

Сотрудники ценят руководителей больше всего за умение лично решать вопросы и за умение быть крайним. Настоящий менеджер должен решать вопросы сам. И только если у него не хватает полномочий, привлекать дополнительный ресурс.
   Именно умение быть крайним, работать так, будто за тобой никого нет, прикладывать максимум личных усилий для решения вопросов отличает хорошего менеджера от не менеджера.

Татуировка № 26. Время важнее идеальности

Люди, боящиеся рисковать, пытаются аргументированно и обоснованно подойти к решению любых вопросов или к запускам любых проектов, из-за чего старт этих проектов затягивается на месяцы и годы. При этом они правы! Действительно, может быть не все учтено в техническом задании, или рынок еще не готов принять ваше суперпредложение, или, или, или…
   Но в бизнесе гораздо чаще выигрывает не тот, кто продумал, не тот, кто лучше подготовился, не тот, кто прописал подробно все регламенты и инструкции, а тот, кто рискнул и сделал первым.
   Пусть это будет «кривовато», пусть не совсем до конца продуманно, пусть ошибки исправляются по пути, пусть придется извиняться перед клиентами, но вам жизненно необходимо опередить всех и потом громко заявить о своем триумфе. Иначе – проиграете.

Татуировка № 27. Защищайте интересы своего руководителя

Лучший подчиненный – тот, который помогает своему руководителю. Это придает ему сил. Ведь когда понимаешь, что ты не один, что есть люди, которые готовы тебе помочь и прикрыть тебя, это вдохновляет.
С одной стороны, у руководителя есть команда, интересы которой он должен защищать перед работодателем и менеджерами высшего звена. С другой – у него есть обязанность защищать интересы собственника бизнеса перед линейными сотрудниками, постоянно мотивируя их на выполнение задач.
   И если подчиненные начинают бунтовать, игнорировать, сопротивляться и всячески пытаться не выполнять задачу, поставленную руководителем, то у менеджера не будет повода для отличного настроения и веры в человечество. Это отнимает силы, так как приходится тратить дополнительные ресурсы на уговоры, объяснения, а порой и выяснение отношений.
Не сопротивляться руководителю физически тяжело. Когда тебе ставят новую задачу или требуют от тебя нехарактерных действий, первая реакция – бурлящее возмущение. Но, всем, кто помнил слова про «лучших подчиненных», приходилось это возмущение сдерживать. Потом оно угасало, приходилось вникать в мотивы руководителя, разбираться в них, понимая их.

Татуировка № 28. Люди будут делать, когда легче сделать, чем не сделать

Нужна система управления, в которой люди поставлены в такие условия, что лучше никогда правила не нарушать.
Если задача не выполняется раз от разу, то подчиненному нужно создать такие условия, при которых выполнить эту задачу ему будет легче, чем не выполнить. Тогда сотрудник, выбирая между двух зол, выберет, как полагается, меньшее, после чего вероятность выполнения задачи возрастет в разы.
Пример таких условий: пепельница, в которую можно выбросить только окурки; отсутствие лавочек на территории предприятия; идиоттен-тест в Германии.

Татуировка № 29. Выращивайте людей – это ваша главная цель

Любой король силен своею свитой. Чем сильнее и преданней вокруг него люди, тем больше сил у самого короля, тем сильней его государство и тем больше его боятся короли соседних земель.
Качество менеджера измеряется количеством выращенных сотрудников, которые работают на благо компании, количеством выращенных других менеджеров.
Каждую вторую фразу я начинал со слов: «Когда вы будете менеджером…» или «После вашего назначения на должность руководителя…» Я делал это специально, потому что очень хотел, чтобы люди видели светлое будущее или возможный путь.
Некоторые настолько боятся роста своих подчиненных, что готовы работать со слабыми сотрудниками всю жизнь. Лишь бы их не подсидели и лишь бы у них никого не забрали.
Не бойтесь, что вас «подсидят». Если вы сильный, вы выращиваете людей, показываете отличные результаты своей работы, то ваших лучших сотрудников действительно могут воспринимать как замену вам. И вас действительно могут заменить эти сотрудники. И именно в этом и есть смысл менеджерской работы. Именно это позволит и вам расти дальше. Более того – выращенная замена есть единственное условие, при котором вы сами растете.

Татуировка № 30. Любая ваша идея может быть подвергнута сомнению

Даже если идея хороша и правильна, обязательно ждите того, что ее будут подвергать сомнению. Причина значения не имеет – вы ошибаетесь, вы правы, вы запугиваете, вы мотивируете, вас не любят – все равно. Вашим идеям будут сопротивляться. Всегда. Потому что всех пугают перемены.
Перед тем, как предлагать что-либо новое своим коллегам, я готовлюсь к возражениям, рисую схемы, предполагаю, что они скажут в том или ином случае.
Сейчас при презентации новой идеи за круглым столом сидят два-три человека, которым эта идея уже нравится, потому что с каждым из них я встречался отдельно и обсуждал перспективность нововведения, просчитывал риски и развеивал возможные сомнения. Ответы на возможные возражения готовы заранее.
Нужно понимать, что ваши сотрудники вас не воспринимают как абсолютного гения. Вы для них – ходячая угроза. Зная это, вы можете правильно продавать свои идеи и готовиться, готовиться, готовиться.

Татуировка № 31. На фиг аналитику во время кризиса

Только действия и только вперед. Ни в коем случае не оглядывайтесь, если вы попали в трясину. Самураи говорили: «Если не знаешь, что делать, – делай шаг вперед».
   Любая аналитика, любая отчетность, любая проверка – это шаг в прошлое, шаг назад. Любое действие, направленное на выход из кризиса, – это шаг в будущее, шаг вперед.
   Поэтому, если вы попали в кризис, если вам тяжело, если сил не хватает и хочется все бросить – делайте шаг вперед. Быть самураем все же лучше, чем чмошником.

Татуировка № 32. Справедливости не существует

Если кто-то пытается упрекнуть вас в несправедливости, даже не вникайте, в чем суть. «Справедливость» – это самая серьезная манипуляция из всех мне известных, о чем вы можете с порога заявить своему оппоненту. Иначе утопнете в болоте:
1) поскольку тезис звучит социально правильно, то им приходиться заниматься. Ведь надо быть борцом за справедливость.
2) справедливость всегда направлена в прошлое, т.е. приходится вникать в ситуации, которые уже прошли, чтобы обделенному человеку досталось что-то, чего он давно заслужил.
3) справедливость – не абсолютная величина. Не бывает меньшей или большей справедливости, нельзя найти эталонную справедливость и ориентироваться на нее. У каждого справедливость своя, и у каждого она справедливей, чем у другого.
Борцы за справедливость все делают не ради какой-то мифической справедливости, а исключительно ради собственной корыстной выгоды. Борьба за справедливость – это один из способов удовлетворить собственное эго или прогнуть систему под свои личные интересы.
В коммерческих организациях социальной справедливости быть не может. Хорошо зарабатывать должен тот, кто хорошо работает, – тот, кто приносит больше прибыли, кто принимает более значимые и весомые решения, кто отвечает за важнейшие процессы, кто делает больший вклад в движение и развитие организации.
В вашей компании, в вашем подразделении справедливость – это вы. Как вы решите, так и будет справедливо.

Татуировка № 33. Сначала боремся со следствиями, потом с причинами

Часто бывает, курит сотрудник в неположенном месте, и руководители начинают крутить-вертеть, заказывать красивые таблички «Курение запрещено», составлять документы и регламенты, запрещающие здесь курить, верстать расписание времени, которое можно отводить на курение, даже менять систему мотивации для некурящих сотрудников. Это нужно делать. Обязательно.
   НО! Только после того, как «нарушитель» получит крепкую головомойку! Сначала ВСЕГДА нужно бороться со следствием, а потом уже с причинами его возникновения.
Примеры:
1) Если на крутом повороте из грузовика выпала в речку бочка с мазутом и мазут начал разливаться по реке, в срочном порядке нужно эту бочку достать. И не надо стоять на берегу, охать, ахать и придумывать специальные отбойники, которые нужно устанавливать на этом участке дороги. Это в данный момент времени реку не спасет.
2) Если вы заболели и у вас текут сопли, то прежде чем разрабатывать комплексную программу лечения и идти в аптеку за медикаментами, а потом составлять план на ближайший год по покупке новых зимних сапог и ведению здорового образа жизни, нужно найти носовой платок и высморкаться.

Татуировка № 34. Каждый отвечает за себя

Если нормальный руководитель провел нормальный анализ, нормально оценил ситуацию, обеспечил сотрудника нормальными ресурсами, коими могут являться нормальная передача опыта, нормальные материальная и нематериальная мотивация, то он совершил действия, которые должен был совершить как управленец. В этом и заключалась его ответственность.
А если сотрудник этим не хочет и не может пользоваться, хотя руководитель обеспечивает нормальный контроль, значит, этот сотрудник за свои действия ответственность не несет. Вы за свои – несете, а он – нет.

Татуировка № 35. Коучинг в бизнесе – зло

Коучинг хорошая методика раскрытия внутреннего потенциала человека и хорошая методика его стимулирования. При этом я категорический противник внедрения этой методики в науку управления персоналом.
   В основе коучинга лежит идея о том, что человек не является пустым сосудом, который надо наполнить, а больше похож на желудь, которому нужно просто создать благодатную среду, чтобы он пророс и стал впоследствии дубом.
Однако эта теория хорошо работает для решения личных, не рабочих, а житейских задач. Но на практике получается ситуация маразматическая. Когда молодым сотрудникам, работающим в компании месяц-два, пытаются задавать вопрос: «Что ты сам думаешь по этому поводу?», «Как ты сам считаешь, какой вариант наиболее приемлемый в такой ситуации?», «Если бы ты был на моем месте, какой бы совет ты мог мне дать в подобном случае?»

Татуировка № 36. Ваша система управления все время проверяется

Система управления, которую вы создаете, будь то свод каких-то внутренних правил, перечень обязательных действий, которые должны совершать ваши сотрудники, или профессионально написанный регламент, будет ежедневно проверяться на прочность вашими подчиненными, какие бы прекрасные правила вы ни создавали. Даже если вы договоритесь с вашими верноподданными подчиненными, это случится все равно, как бы вы ни старались.
Вы удивитесь, но даже если у вас в подчинении руководители (то есть такие же представители власти, как и вы), они все равно будут искать лазейки, чтобы вашу систему попытаться обойти. Необходимо быть настойчивым и последовательным в претворении ваших правил, чтобы противостать этим попыткам.

Татуировка № 37. Не верьте людям мечты, верьте людям цели

Есть «люди цели» и «люди мечты». На «людей мечты» лучше не рассчитывать, потому что они практически не предпринимают действий. Им нужна их мечта, некая жизненная «хотелка». Это популярно и социально правильно – мечтать о чем-то и сокрушаться, что за очередные полгода опять ничего не получилось.
Если вы работаете с людьми этого типа, не верьте, что их мечты заменят ваше управленческое воздействие. Их все равно нужно мотивировать, организовывать их работу, контролировать их действия, ими надо управлять.
Дело в том, что человек мечты всегда пребывает в состоянии выбора. Мне сейчас сделать что-то для того, чтобы приблизиться к своей мечте? Или полениться? Мне сейчас напрягаться ради неочевидной выгоды? Или пойти на обед? Люди мечты очень редко связывают свою текущую деятельность со своими же мечтами.
В отличие от людей цели, которые точно знают: все сегодняшние действия продвигают их, пусть хоть и на миллиметр, но вперед.
Люди цели всегда знают, чего хотят, кем будут, с кем будут и где будут. Они постоянно находятся в поиске возможностей, которые их будут двигать к целям, и именно поэтому они практически не нуждаются в вашем управлении! Их почти не нужно контролировать, мотивировать и т.д. Люди цели идут, куда считают нужным. Пусть медленно и тяжело, но всегда идут. Достигнув одну, ставят себе следующие цели и идут дальше. Они не могут жить без целей.

Татуировка № 38. Любая неоднозначность трактуется в худшую для вас сторону

Одна из функций руководителей – формирование у каждого сотрудника верного представления о компании, в которой они работают.
Очень важно, чтобы у сотрудников всегда имелась возможность дотянуться до реальной объективной картины происходящего. Иначе мозги людей заполнятся говном.
   Не допускайте неоднозначностей в работе. Расставьте ящики для анонимных писем в своих подразделениях, ведь вам совершенно не нужно бояться анонимных вопросов или обратной связи. Потому что совсем не важно, кто является автором таких сообщений. Важно, что у вас есть пустоты и их нужно заполнять вашим влиянием и пониманием.

Татуировка № 39. Любые ваши слова могут стать задачей

Если ты обратил внимание на некий вопрос (пусть даже мимоходом), будь добр, поинтересуйся, что потом с этим стало.
Человек, выполнивший поставленную вами задачу или даже простую просьбу, должен получить похвалу, должен испытать чувство гордости за себя и за свои действия, почувствовать себя героем.
   А человек, который «забил» и не сделал то, о чем вы его просили, должен испытать чувство неловкости и стыда за то, что подвел своего руководителя и подпортил себе репутацию.
Это и есть те моменты, когда люди начинают понимать: их руководители обладают по-настоящему сильной властью.

Татуировка № 40. Единый понятийный аппарат улучшает управляемость

Это нужно для того, чтобы люди, которые работают вместе с нами, лучше нас понимали. Человек, выросший с тобой в одной культурной среде, будет близок тебе по духу и пониманию. И чем больше у вас общего, тем лучше вы будете друг друга понимать и тем быстрее ваши сотрудники будут принимать ваши задачи.
Если ваш сотрудник будет знать, что вы имеете в виду, когда даете ему такую-то команду, то у вас может высвобождаться до половины рабочего дня на другие дела. Эффективность подразделения напрямую зависит от того, насколько хорошо люди друг друга понимают.
Для создания единого понятийного аппарата отлично подходят просмотры фильмов и чтение книг, которые помогают в работе (для этого нужно создавать списки «Обязательно к просмотру» и «Обязательно к прочтению»).

Татуировка № 41. Дисциплина – мать победы

Многие менеджеры пытаются внедрить на российских предприятиях зарубежную систему мотивации. Например, сделать сотрудникам свободный график или ввести больше перерывов в работе, чтобы увеличить эффективность и производительности труда, или разрешить сотруднику опаздывать на работу, потому что он более ценен, чем другой сотрудник, или потому что «10 минут ерунда»
   Однако дисциплинарные послабления ведут к прямому снижению результативности. Например, опоздание – это лакмусовая бумажка отношения к текущей работе. Человек, не умеющий самоорганизоваться, будет так же относиться к любой задаче, которая перед ним стоит.
Русский человек не понимает, когда ему дают послабления. Он всегда будет считать, что:
   1) он это заслужил;
   2) теперь так будет всегда;
   3) можно еще что-нибудь отжать у работодателя.
Не надо в вопросах дисциплины быть «добреньким начальником» для своих людей, потому что тем самым вы автоматически подписываетесь под декларацией о готовности пожертвовать ими ради того, чтобы «быть хорошим и добрым» в их глазах. Ваша доброта ведет к тому, что в итоге все проиграют. И задача не будет выполнена, и людей потеряете. Так что, если хотите, чтобы ваше подразделение было боеспособным, – требуйте железной дисциплины. От всех, включая себя самого.

Татуировка № 42. Меняйте слабых на сильных

У вас никогда не появится сильный сотрудник, если не убирать слабых. А любое прощение «двоечников» ведет к их размножению.
Люди, которые недорабатывают, недовыполняют, откладывают на потом, как правило, просто не хотят работать постоянно – они делают это от случая к случаю. Те же, кто работает каждый день, видят все это, и им такие вещи кажутся недопустимыми. Они негодуют, возмущаются, устраивают бунты, но сил становится все меньше и меньше, и результат у сильных тоже начинает падать.

Татуировка № 43. Делайте больше, чем нужно

Это значит создавать себе преимущества на фоне остальных. И люди с вами будут долго работать, и руководители уважать, и сами собой вы будете довольны.
Сотрудник, который хорошо справляется со своим делом, тот, у которого на своей позиции получается добиваться результатов, рано или поздно упрется в свой предел. И достижение каких-то сверхрезультатов будет уже невозможным, просто потому что у него нет ресурсов. Выбор здесь может быть двойной: либо остановиться и довольствоваться теми результатами, которые есть, либо начать делать что-то больше, чем этого требует система управления.
Сотрудников, которые делают больше, чем нужно, очень немного. Но их видно всегда. Они не обязательно шумные и яркие, они – другие. Они больше любят свое дело, больше преданны ему, больше делают за единицу времени, они инициативны и могут что-то предложить изменить, они жадные до освоения новых навыков.
Например, я придумывал сам себе задачи, направленные на улучшение чего-нибудь. Никто из руководителей никогда не просил меня об этом. При этом я получал новые навыки, каждый из которых доставался с трудом, но делал меня сильнее. И самое главное – он касался бизнеса, он касался моих людей. Обратите внимание: ни один из навыков не является просто досуговым.
При этом нужно помнить: делать больше, чем нужно, необходимо только в те моменты, когда ты справляешься со своей основной задачей. Самое главное, чтобы не было подмены. Не нужно бегать по офису и искать человека, у которого тебе надо брать интервью, если у тебя в середине месяца выполнено только 15 % плана.
При этом делал я это в первую очередь для своих сотрудников. А еще на каждого вел досье, каждого сотрудника лично поздравлял с днем рождения (букет цветов – женщинам, бизнес-книгу – мужчинам), мог несколько часов подряд говорить за жизнь с каждым из них, если не было злоупотребления моим временем, работал с ними как с равными и любил каждого всем сердцем. Говорят, что это ярко выделяло меня на фоне остальных менеджеров.

Татуировка № 44. Не бойтесь, когда вы один. Бойтесь, когда вы ноль

Чтобы ваши сотрудники гордились вами, нужно просто иногда совершать маленькие подвиги (учувствовать в конкурсах, писать книги, статьи, проводить мероприятия, организовывать людей на совершение чего-либо и т.п.). Каждый может совершать маленькие подвиги. Может, но не делает! Проблема в том, что до вступления в бой люди боятся проиграть. А значит, лучше вообще отсидеться в уголке и тихо и незаметно управлять своим подразделением.
Вашим людям нужны крепкие генералы! Они хотят работать с сильными менеджерами! Без вас они ничего не смогут сделать! Только вы можете совершать подвиги, идти на проблему, называть вещи своими именами, читать бизнес-литературу и усваивать ее, работать с сильными, вознаграждать добро и наказывать зло, выращивать других менеджеров, требовать железной дисциплины, делать то, что проповедуете, быть крайним, быть вожаком, быть сильным.

Татуировка № 45. Всегда помните: однажды вас уволят

Увольняют всех. Даже Ли Якокку и Стива Джобса из собственной компании. Мы с вами можем только отсрочить этот момент. Но это все равно произойдет рано или поздно. Поэтому никогда не расслабляйтесь!
Это дело работодателя – решать, когда нас можно освободить от должностных обязанностей. Потому что он и есть хозяин наших зарплат, льгот, компенсаций и гарантий в завтрашнем дне. Вас могут уволить, даже если вы работаете прекрасно. Просто потому, что кто-то сверху так решит. Самое главное – быть к этому морально готовым.
Я каждое утро говорю себе одну и ту же фразу: «Сегодня меня могут уволить». Эти мысли помогают настроиться на рабочий день и правильно расписать перечень задач. Я создаю таким образом мотивацию выживания, потому что не хочу, чтобы меня увольняли. Мотивация «выжить» на порядок сильнее мотивации «жить чуть-чуть лучше»

Комментарии

Популярное на блоге

Искусство конструктивного диалога (конспект). Александр Фридман

Управление поступками подчиненных (конспект). Александр Фридман