Камасутра для оратора (в кратком изложении, конспект). Гандапас Радислав

Многим может показаться необычным и даже шокирующим название книги. Но оно продиктовано не только желанием привлечь внимание потенциального покупателя. Два базовых постулата книги вполне отвечают названию. Первый: важно не столько овладеть набором приемов воздействия на публику, сколько научиться получать удовольствие от собственных публичных выступлений, ибо все, что человек делает с удовольствием, он делает успешно. И наоборот. Второй: оратор вступает с аудиторией в своеобразную «интимную» связь, в которой он выступает с позиции мужчины (независимо от своего биологического пола), а аудитория – с позиции женщины. Значительное число примеров в книге подтверждает право этой аналогии на существование.Основное внимание в «Камасутре для оратора» уделено таким вопросам, как подавление волнения, структура выступления, привлечение и удержание внимания аудитории, зрительный контакт, моторика. Книга написана для тех, кто проводит презентации, выступает на конференциях и семинарах, реализует себя в политике и других сферах публичной жизни или готовится сделать это в будущем.
Самый простой способ расслабиться – рюмашка. Но при регулярных выступлениях это ведет к алкоголизму, за которым следуют потеря памяти, ослабление мотивации, пофигизм, увольнение с работы, жалкое прозябание.
Не принимайте успокоительное! Оно ухудшает реакцию и делает работу мозга вялой. Темп вашей речи замедлится. Волноваться, может, вы будете и меньше, но качество выступления от этого пострадает.
Помните, как вы сдавали экзамены? Стоит вам начать говорить, как сразу становится легче.
Впрочем, есть несколько упражнений:
1. Подвигайте интенсивно челюстью взад-вперед раз двадцать. В результате таких движений раздражаются корешки блуждающего нерва, сигнал передается в центральную нервную систему, происходит выброс норадреналина и ваше состояние уравновешивается.
2. Сидя, опустите руки и расслабьте их. Представьте, что они стали настолько длинными, что уперлись в пол… Теперь то напряжение, которое вы испытываете, направьте по рукам в землю. Почувствуйте, как оно уходит.
3. Поболтайте кистями, подвигайте в воздухе пальцами, разомните руки. Гимнастика кистей рук позволяет не только снизить парализующий эффект волнения, но и стимулирует работу речевого аппарата, повышает сообразительность и красноречие.
4. Пройдитесь быстрым шагом, помашите руками, только без свидетелей! Любая физическая активность, вызывающая учащенное сердцебиение, снимает нервное напряжение.
5. Когда мы чего-то боимся, мы наклоняем голову вперед и поднимаем плечи, будто готовимся к подзатыльнику. Поскольку связь мозга с мышцами тела носит двусторонний характер, мы, воздействуя на тело, воздействуем и на свои эмоции. Поэтому опустите плечи, поднимите подбородок, выпрямите спину. У вас должна быть осанка спокойного и уверенного в себе человека.
6. Подышите медленно и глубоко. Это дыхание спокойного человека. Когда мы волнуемся, мы дышим поверхностно и часто. Наше состояние определяет дыхание. И наоборот.
7. В случае, если в зале находятся значимые для вас люди и вы чувствуете, что ваше волнение связано с тем, что вам важна их оценка, объясните себе: вы идете к публике, чтобы помочь ей. С чего вы взяли, что можете позволить ей себя оценивать? Философ Мармонтель сказал: «Кто сверяет свое поведение с общественным мнением, тот не уверен в своих силах».
8. Упражнение «Кто в клетке?» Поймите, что не зрители пришли на вас смотреть, как в зоопарк, а вы идете смотреть, как они будут себя вести. Напоминайте себе об этом в ходе всего выступления. Наблюдайте за публикой, подмечайте забавные моменты.
9. Упражнение «Зайчики». Если в зале находятся значимые для вас персоны, нет ничего лучше этого приема, особенно если вы побаиваетесь того, что они станут мешать вам во время выступления, выказывать недовольство, задавать каверзные вопросы. Минут на пять закройте глаза и представьте, что выступать вам предстоит не перед людьми, а перед настоящими зайчиками. Беленькими, пушистыми, с розовыми губками. И настройтесь на то, что если зайки себя будут хорошо вести, вы будете добры к ним. Но если какой-нибудь попрыгайка станет мешать вашему выступлению, вы его прямо на сцене отшлепаете по розовой попке. Потом он будет сидеть в зале и горько плакать от боли и стыда, закрывая глазки пушистыми ушками. А остальные зайки притихнут и не посмеют пикнуть, пока вы на сцене. Представьте в деталях ушки заек, в которых на просвет видны венки. Представьте, как смешно они дергают своими носиками. Увидьте их бегающие глазки. Вам станет легче.
Профессиональный оратор должен:
1) иметь хорошую физическую подготовку, эластичные кровеносные сосуды, тренированные сердце и легкие, быть гибким.
2) иметь полноценную сексуальную жизнь. Речь идет не количестве половых актов, а о том, чтобы прекратить подавлять свои истинные желания.
3) спокойно относиться к результатам своего выступления! Вы должны воспринимать выступление как не более чем игру, в которой можно и выиграть и проиграть. И как в любой игре, проигрыш не уменьшает удовольствия от процесса.
Страх перед публичным выступлением – нормальное явление для начинающего. При постоянной практике он постепенно ослабевает, уступая место возбуждению и удовольствию. Но это произойдет не сразу. Если вы станете бегать от страха, он будет преследовать вас всю жизнь.

2. Подготовка к выступлению

1 шаг. Определить истинную цель выступления. Чтобы сделать это, нужно ответить на вопрос: «Что должны СДЕЛАТЬ ваши слушатели после выступления?»:
- проголосовать за вашу партию;           
- приобрести вашу продукцию;
- утвердить ваш проект рекламной кампании;
- повысить вас в должности;
- заключить контракт с вашей фирмой;
- … (ваш вариант).
2 шаг. Увязать цель с последующими шагами по подготовке публичного выступления. Для этого воспользуйтесь следующей схемой:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – Кто? Что?
ГЛАГОЛ – Что делают? Что сделают?
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – Какой? Какая? Какие?
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Вопрос КТО? Кто будет в зале, что это за люди? Где они работают? Сколько им лет? Чем они занимаются, кроме работы? Каковы их политические пристрастия? Каков их доход? Каково семейное положение? Каков уровень образованности?
Вопрос ЧТО? Что привело их на ваше выступление? Чего они ждут? Что надеются услышать? Что они будут делать с полученной информацией? Что их пугает (очень важно!!!)? Каковы их опасения? Что их радует? К чему они стремятся? Что они уже могут думать о вас и вашем продукте?
ГЛАГОЛ. Вопрос ЧТО ОНИ СДЕЛАЮТ? Что должны сделать эти люди после вашего выступления? А точнее, что бы вы хотели, чтобы они сделали? Здесь как раз и место сформулированной цели.
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Вопрос КАКИЕ? Какие аргументы могут их убедить? Какие факты и идеи могут их оттолкнуть? Какие приемы допустимы в презентации, а каких стоит избегать? Какие слова и выражения не стоит использовать, а какие пригодятся?
3 шаг. Начать готовить текст. Если оратор готовился к выступлению письменно, это будет слышно. Слова его звучат неестественно, даже если текст он выучил и выступает без бумажки.
Поэтому не нужно составлять текст, писать конспект и даже составлять тезисы. Начните, наоборот, с произнесения речи. Вам нужно произнести вашу речь, будто вы выступаете уже сейчас. Экспромтом. Не останавливайтесь, не исправляйтесь, не начинайте сначала. Произнесите всю речь от начала до конца так, как она вам видится в этот момент. Как только закончите, произнесите ее еще раз. Не проговорите ее про себя, а именно произнесите. Пусть негромко, пусть вполголоса, но вслух. Сделайте это еще несколько раз.
По мере продвижения к окончательному варианту подключайте жестикуляцию и мимику. Постепенно начинайте засекать время и подгонять выступление под регламент.
Через несколько дней, когда вы заметите, что уже несколько раз подряд повторяете выступление почти слово в слово, можно зафиксировать тезисы (не более 7 пунктов).
Далее можно переходить к подготовке визуальной части и ответов на возможные вопросы.

3. Структура выступления

Структура публичного выступления создается по законам композиции:
1. Вступление (увертюра, завязка и т.п.) – примерно 20% общего объема произведения.
2. Основная часть (развитие темы) – 60%.
3. Кульминация (непосредственно перед заключением)
4. Заключение (финал, развязка) – 20%.

Вступление

В одном вступлении можно воплотить сразу несколько вариантов.
1.  Интересный факт, имеющий прямое отношение к теме. Лучше начинать со слов типа: «Знаете ли вы, что…» или «Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что…».
2. Впечатляющее своими размерами число. Но не просто число, а в сравнении с чем-то. Например: «Стадион "Лужники“ вмещает 100 тысяч зрителей (на экране появилось изображение стадиона). Сегодня наша компания обслуживает 10 миллионов абонентов. Это сто стадионов "Лужники“ (на экране появилась сетка, состоящая из ста клеток, в каждой из которых угадывалось изображение стадиона)».
3. Вопрос или цепочка вопросов. Не ждите от аудитории активности в самом начале выступления. Степень интерактивности следует наращивать постепенно. Поэтому на этом этапе задавайте вопросы, не требующие ответа.
4. Прием «Когда я ехал к вам сюда…». Живой интерес вызывает начало, когда выступающий рассказывает о том, что он стал свидетелем случая или разговора, происшедшего непосредственно перед его выходом на сцену. Или, по крайней мере, в пределах суток до выступления.
При этом нужно, чтобы связь с происходящим не была обозначена сразу, это создает интригу.
5. Шутка, анекдот. Здесь тоже важно не обозначать с первых слов связь анекдота с темой выступления. Можно даже, рассказав анекдот, вернуться к нему в самом конце и лишь тогда выявить эту связь.
6. Открыть свои чувства – это лучший способ создать необходимую эмоциональную атмосферу, затронуть чувства сидящих в зале. Наверняка вы испытываете определенные переживания по поводу этой встречи, чувства к слушающим вас людям или событиям, связанным с вашим выступлением. Скажите о них. Скажите искренне. Это никого не оставит равнодушным. Только не говорите о своем волнении и страхе. Разжалобить вам никого не удастся, а вот испортить выступление этим можно. Как бы вы потом ни были искрометны, снисходительное отношение к вам, вызванное подобным вступлением, похоронит все результаты.
7. Самопрезентация. Представиться не мешает, даже если вас хорошо знают все присутствующие. Особое внимание уделите тому, какое именно вы имеете отношение к теме выступления и почему об этом говорите именно вы. Упомяните о вашем опыте в этом вопросе. Расскажите, чем вы занимались раньше.
8. Презентация презентации. Объявите продолжительность выступления и регламент. Обозначьте основную тему и то, к чему вы намерены аудиторию привести. Задайте «правила игры». Например, так: «У меня есть 20 минут, чтобы рассказать вам о тех результатах, с которыми наша компания встречает наступающий год. Я приведу ряд цифр, затем сформулирую наши предложения. Если в ходе моего выступления у вас появятся вопросы, пожалуйста, запишите их, чтобы задать после презентации».
9. Комплимент аудитории. Комплимент не должен слишком преувеличивать достоинства объекта, иначе он будет воспринят как насмешка. Он должен быть кратким, не похожим на лесть, искренним, недвусмысленным, отражающим реальность. Однако простое отражение реальности не является комплиментом. В комплименте можно слегка преувеличить, приукрасить. Это достигается четырьмя способами:
- превосходной степенью («У вас самые…»);
- сравнением («У вас такие… не то что у…»);
- интонацией;
- сочетанием первых трех способов.
Темой для комплимента могут служить внешний вид, молодость или зрелость собравшихся, их высокая квалификация, пунктуальность, непунктуальность («Говорят, все гении были непунктуальны. Значит, зал полон гениев. Это усложняет мою задачу во время выступления, но увеличивает мое удовольствие от общения с вами»), пол, комплекция… В общем можно найти нечто такое, что их объединяет. Именно это и может стать объектом комплимента.
10. Прием «Свой/чужой» обращает внимание аудитории на то, что ВАС с ней объединяет: общие интересы, возраст, профессия, степень родства с виновником торжества и т.д.
«Свой» нам знаком или хотя бы похож на нас. Задачей вступительной части является «успокоение» аудитории, убеждение ее в том, что вы не представляете для нее опасности. В противном случае ваши аргументы могут прозвучать впустую.
11. Поиграть на чувствах аудитории, начав с рассказа о том, какие эмоции у вас вызывает событие, которое недавно всколыхнуло все человечество, страну или город. Рассказ о своих чувствах и любое взывание к чувствам собравшихся – это беспроигрышный ход.

Заключение

Простое и бездарное окончание «Ну что ж, у меня все» гасит произведенный эффект.
Заключение должно быть непосредственно связано с основной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу. Оно должно быть таким, чтобы слушателям рефлекторно захотелось зааплодировать.
Набор приемов, применяемых здесь, почти идентичен тому, который мы применяем во вступлении:
1. Кратко пробегаете еще раз по ключевым моментам выступления. Акцентируете внимание на основной мысли.
2. Напоминаете регламент
3. Делаете комплимент вниманию / сдержанности / вдумчивости / злобности / ехидству / пунктуальности / чувству юмора сидящих в зале
4. Еще раз напоминаете о том, что вас роднит с ними
5. Даете рекомендации, обозначаете ближайшие шаги, подводите итоги.
6. Еще раз отмечаете, какое отношение к теме имеете лично вы
7. Шутите, если нет повода плакать
8. Но самый блестящий финал чаще всего получается, если последние фразы перекликаются с первыми и все ваше выступление таким образом замыкается.

Основная часть и Кульминация

В музыкальном произведении кульминация – это момент, когда главная тема получила максимальное развитие и гремят все инструменты разом. В литературном – это пик накала эмоций и пик конфликта. В сексе… нетрудно догадаться. В публичном же выступлении КУЛЬМИНАЦИЯ – это предложение, с которым вы пришли к аудитории.
В кульминации следует призвать сидящих в зале именно к тому действию, которого вы от них добиваетесь.
Каким образом подготовить зал к восприятию этого призыва настолько, что вероятность принятия нужного вам решения будет максимальной?
1. Вы можете подробно описать положение дел на сегодня
2. Откровенно рассказать о сложностях и раскрыть, в чем они заключаются
3. Предложить варианты их преодоления
4. Обозначить перспективы и последствия, которые могут наступить, если ничего не будет предпринято или будет предпринято не то
Другими словами, в основной части необходимо говорить о проблемах.
Почувствовав, что зал уже достаточно озабочен озвучиваемой проблемой, можно дать решение этой проблемы в виде предложения. Вероятность принятия нужного решения в этом случае возрастает многократно.
Этот прием основан на законе маятника. Чтобы качнуть его в крайнее левое положение (настроение, которое мы хотим передать аудитории) из состояния покоя, нужно потратить значительное усилие. Чтобы качнуть его в крайнее левое положение из крайнего правого (негативные переживания), нужно только чуть-чуть подтолкнуть. Т.е. привести аудиторию в негодование легче, ввиду особенностей человеческой психики.
По этой модели строится до 70% рекламных роликов.

4. Зрительный контакт

Прежде чем начать выступление, мы должны установить зрительный контакт с аудиторией (если этого не сделать, можно не получить вообще никакого контакта).
Для этого, заняв исходную позицию для выступления, мы демонстрируем доброжелательное выражение лица с легкой полуулыбкой.
Не меняя выражения лица, медленно и основательно оглядываем зал. Скользим по лицам, задерживаясь на мгновение почти на каждом. Если вы поймали доброжелательный взгляд или ответную улыбку, сделайте едва заметное мимическое движение: «Здрасьте! Очень рад вас видеть!».
Если зал большой и светят софиты, контакт нужно имитировать. При этом у слушателя появляется абсолютная уверенность, что вы видите его, и реагирует соответственно.
Самыми пренебрегаемыми в установлении и поддержании зрительного контакта частями зала остаются галерка (последние ряды) и фланги (крайние места слева и справа). Именно оттуда раздаются самые каверзные вопросы, там шелестят и кашляют, оттуда слышны разговоры, щелканье ручек и замков портфелей. Мы не уделяем сидящим там достаточного внимания.
Сектор обзора начинающего оратора составляет 30-35 градусов, опытного – 40-45. Таким образом, мы выхватываем глазами только центральную часть зала, с которой фактически и общаемся. Именно с сидящими там сохраняется прекрасный зрительный контакт в течение всего выступления. Именно там нас слушают, кивают и другими способами выражают согласие.
Чтобы для начала выступления выбрать место, обеспечивающее возможность установления зрительного контакта со всем залом, втаньте так, чтобы между вами и крайними слева и справа зрителями в первом ряду образовывался равносторонний треугольник.
Особое внимание уделяйте тем местам, откуда вы получаете сигналы утраты внимания: шевеление, шелест, шепот, храп. Подойдите ближе и скажите несколько фраз, обращаясь к правому краю. Задавая вопрос аудитории, взглядом и жестом покажите, что ждете ответа от сидящих в последних рядах.

5. Поза, жестикуляция, перемещение

Поза
Поза должна не только хорошо смотреться, но и передавать в наш мозг нужные сигналы.
Поставим ноги так, чтобы между каблуками было 20-25 см, носки слегка раздвинуты, одна нога выставлена чуть вперед (толчковая сзади). Центр тяжести смещен немного вперед. Плечи опущены и расслаблены. Спина прямая. Подбородок несколько приподнят для появления умеренной нагловатости во взгляде.
Если вы чувствуете скованность в теле, подвигайтесь, поищите то положение, в котором вам будет комфортно. Важно, чтобы все было чуть-чуть: чуть раздвинуты носки, чуть смещен центр тяжести и т.д. В позе не должно быть напряжения и нарочитости.
В такой позе тело говорит мозгу: «Я спокоен. Я уверен в себе. Я знаю толк в том, о чем говорю».
Важно постоянно следить за центром тяжести. Если он перенесен вперед, это позиция активного человека, готового сделать шаг вперед, настаивать на своем. Если же мы смещаем центр тяжести назад, это становится позицией человека, готового отступить, человека неуверенного, готового подчиниться.
И эти сигналы транслируются не только на наш мозг, но и на публику. Публика хочет видеть в ораторе человека, который может повести за собой, который воплощает активное начало.
Однако центр тяжести нужно смещать назад, когда вы задаете публике вопросы, предлагаете ей выразить свою точку зрения, допускаете дискуссию, слушаете вопрос из зала. Со временем вы будете это делать автоматически.
Что делать руками?
Следите, чтобы всякий ваш жест раскрывался полностью. Если вы повели рукой вправо, она должна распрямиться полностью, во всех суставах. Выпрямить нужно и кисти, и каждый палец. Также старайтесь держать ладони открытыми. Все это говорит публике о вашей открытости.
Распространенная проблема – скованность при жестикуляции. Как правило, это следствие зажима, вызванного волнением. Но есть и другое проявление зажима – излишняя моторика.
Главное отличие жестикуляции, вызванной волнением, – ее нефункциональность. Движения, как правило, резкие и ни к месту. Это сопровождается блуждающим взглядом, бледностью лица и прерывистым дыханием.
У нефункциональной жестикуляции есть еще одна причина. Бывает так, что мы совершаем непонятные движения пальцами опущенных рук, делаем неожиданные выпады влево – вправо, вперед – назад. В таких случаях тело просит движения. Конь в таких случаях бьет копытом. Необходимо эту потребность реализовать. Нужно просто начать двигаться осознанно. Со временем жестикуляция и любое движение по сцене станут автоматическими.
Вообще старайтесь больше двигаться. Это привлекает внимание и позволяет снять напряжение. Вы произведете впечатление человека, полного сил, энергичного.
Упражнение для отсечения нефункциональной жестикуляции
Для этого нужны большое зеркало, две книги. Встаньте перед зеркалом, держа в обеих руках по книге. Теперь произнесите заготовленную речь. Время от времени вы будете делать жесты то одной, то другой рукой. Это как раз жестикуляция функциональная. Остальная отпадет сама собой.
При этом важно учесть еще одну вещь. На рекламируемых часах устанавливают стрелки на 13.50 или 10.10, т.к. когда стрелки стоят галочкой, это напоминает улыбку и настраивает позитивно. Когда же стрелки направлены вниз, это напоминает уголки губ, опущенные вниз, как у огорченного человека. Это чувство неосознанно передается потенциальному покупателю и формирует соответствующее отношение к рекламируемому товару.
Мы сами показываем истинное отношение к своему выступлению тем, что опускаем руки. Или даже, поднимая их при приветствии, опускаем ладони. И наш жест, таким образом, напоминает улыбку Пьеро с опущенными уголками губ.
Однако бывают в речи места, когда мы должны передать слушателям нашу озабоченность, сформировать неудовлетворение сложившейся ситуацией, возможно, даже вызвать гнев. Тут как раз уместнее опущенные руки. Место этим жестам в основной части.
Проследите за ораторами, выступающими на митингах:
- Приветствуя аудиторию, они поднимают руки
- В основной части, развенчивая представителей власти, они грозят пальцем, взмахивают кулаком, рассекают воздух ладонью – все эти движения направлены вниз.
- Во время кульминации пришло время призвать к активным действиям. Тут снова рука выбрасывается вверх.
- Заключительная часть речи. Снова объединяющие жесты, руки будто приготовлены для объятий.
Руки в карманах
В этом нет ничего страшного. Конечно, это уместно только в моменты непринужденности. Иногда это нужно делать по двум причинам: сформировать у вас ощущение непринужденности и отсечь нефункциональные движения кистью.
Важным показателем являются собственные ощущения человека.
Однако есть ситуации, когда держать руки в карманах нельзя:
- когда вам вручают правительственную награду, когда вы зачитываете некролог или когда поздравляете молодоженов
- в самом начале речи и в финале
Если ситуация позволяет и вы запустили руку в карман, не запихивайте ее слишком далеко и не вертите там!

6. Когда и что показывать аудитории

Что у вас в штанах?
Удалите из карманов все, издающее посторонние звуки, и то, что их оттопыривает: очки, скомканный носовой платок, толстый кошелек и т.п. Снимите с пояса телефон, оттопыривающий пиджак. Выньте из нагрудного кармашка пиджака авторучку.
Но любые перемены во внешнем виде вам придется сделать заранее. Когда вы вышли к публике, то уже не должны застегивать пиджак, поправлять прическу, перебирать бумаги, протирать очки.
Когда показывать самое красивое?
Выступая перед аудиторией, обязательно нужно ей что-то показать: сам объект, его копии, изображения, схемы, графики, таблицы, рисунки, фотографии, карты и т.д. Визуальные средства вносят в ход выступления разнообразие, позволяют удерживать внимание, повышают запоминаемость.
Визуальные материалы предъявляются только когда они нужны. Нельзя их развешивать или проецировать на экран заранее. Сразу убирайте то, о чем уже сказано. Если вы оставите на экране слайд, речь о котором уже не идет, слушателям будет очень сложно сосредоточиться на том, что вы говорите. Для этого при подготовке слайдов сделайте каждый второй пустым. Пусть на нем будет обычный шаблон, который выступал у вас фоном, но без текста и рисунков.
Таким образом, если комментарии между слайдами не понадобятся, вы просто щелкните мышкой два раза и пустой слайд проскочит незамеченным. Если же вам понадобится отойти от темы, пустой слайд будет проецироваться на экран столько времени, сколько нужно.
Правила подготовки слайдов
Цвет
При оформлении слайдов ограничитесь тремя цветами. Большее количество цветов не только считается дурным тоном, но и не способствует усвоению информации. Чтобы не отвлекать внимание публики, все это делается в приглушенных тонах. Речь, конечно, не идет о цветных фотографиях. Здесь вы никак не можете ограничить количество цветов.
Шрифт
Шрифтов тоже должно быть не более трех. Причем курсив считается уже отдельным шрифтом.
Первая страница
На первой странице разместите тему выступления и своё имя. Не используйте инициалов. Напишите так, как вы хотели бы, чтобы к вам обращались слушатели. Наиболее приемлемо в деловой среде писать имя и фамилию без отчества и именно в такой последовательности, как у звезд эстрады: Алла Пугачева, Оззи Осборн.
Последняя страница
Снова обозначьте тему (но уже более мелким шрифтом), снова имя и координаты, по которым можно с вами связаться.
Визуализация жестами
Если показать что-либо возможности нет, строим свою речь так, чтобы вызвать картинку перед внутренним взором публики. Описываем красочно, используя глаголы визуализации. «Представьте  себе, как…», «Давайте рассмотрим  следующие…», «Давайте взглянем  на это иначе…», «Если присмотреться  к этой проблеме пристальнее…».
При этом жестикуляция должна способствовать созданию воображаемых картин. Если вы, например, говорите: «Только представьте:  в прошлом году показатели составили 20 единиц, в нынешнем – 40, а в следующем мы ожидаем рост до 100 единиц», надо не просто сопровождать эти слова взмахами рук, а показывать пантомиму, обозначая высоту воображаемого столбика в 20, затем в 40, а в конце, еле дотягиваясь, 100 единиц.       
Чтобы еще больше увеличить визуальный эффект, насыщайте свою речь глаголами движения.
Возникли проблемы – Проблемы навалились
Проект был успешен – К авторам проекта пришел успех
Нашла встреча окончена – Наша встреча подошла к концу
Мы ориентировались на результат – Мы шли к результату
Трибуна
Я всегда рекомендую отказываться от трибуны. Выступая за трибуной, вы лишаете себя возможности воздействовать на публику по визуальному каналу. К тому же за трибуной вы не можете двигаться, а статичные объекты привлекают внимание любого смотрящего меньше, чем движущиеся.
Очень важно, какие ассоциации у публики связаны с тем местом, откуда вы выступаете. Если с этой же трибуны в течение нескольких часов звучали нудные и бездарные доклады, вам будет очень сложно сломать выработавшийся у публики стереотип. За трибуну стоит становиться, если незадолго до этого оттуда прозвучал блестящий доклад, в ходе которого в зале царило оживление. Но даже в этом случае в ходе выступления стоит начать перемещаться.
Одежда
Публика всегда обращает внимание на одежду оратора. А значит, здесь нужно соблюдать осторожность. Публика настороженно относится к ораторам, выходящим на сцену в необычной одежде. Это допустимо, если вы уже хорошо известны публике. Или если на этом построен ловкий ход, интрига, вызов, который вы умело обыграете в ходе выступления.
Снимание в процессе выступления пиджака, закатывание рукавов, ослабление узла галстука – все эти изменения в одежде в процессе выступления могут оказать сильнейшее воздействие на аудиторию и оставить неизгладимое впечатление.
Если вы новичок, воздержитесь от экспериментов, отложите их на тот момент, когда в совершенстве овладеете всем, что написано в этой книге.
Впрочем, при вашем выступлении на открытии клуба трансвеститов кричащим будет выглядеть серый деловой костюм. Так что учитывайте обстановку.
Это связано с приемом «Свой/чужой». Мы делим всех, с кем вступаем в контакт, по параметру: «Насколько он похож на меня? Сколько в нем меня?», иными словами «Свой он или чужой?» К словам человека, похожего на нас, мы не только прислушиваемся, но и больше им доверяем. Часто, когда выясняется, что люди родились в одном городе, служили в одних войсках или учились в одном вузе, диалог становится живым и непринужденным.
И сидящий в зале директор свиноводческой фермы на вашей презентации новейших программ привлечения инвестиций в сельское хозяйство, глядя на вас, посылает сигнал: «свой?», а ваша серьга в левом ухе и красные волосы отвечают: «чужой!».
Успех любого выступления на 60-70% зависит от того, что публика ВИДИТ, на 20-30% от того, КАК говорит оратор, и только на 10% от того, ЧТО он говорит. А мы как обычно готовимся? Пишем-пишем-пишем, собираем информацию и снова пишем-пишем-пишем. Делайте выводы!

7. Как привлекать и удерживать внимание аудитории

Человек забывает примерно 90% того, что он слышит, 60% того, что он видит, и лишь 10% того, что делает.
Поэтому оратор должен вовлекать зал в то, что он делает, следующими способами:
- задает вопросы залу;
- как бы ошибаясь, просит зал его поправить;
- просит поднять руки тех, кто имеет научную степень, подписан на деловые издания, занимается спортом (зависит от темы выступления); при этом он тоже поднимает руку, показывая пример реагирования, чтобы сработала цепная реакция;
- просит придвинуться ближе;
- спрашивает, не отсвечивает ли доска, не следует ли включить свет поярче и т. п.;
- предлагает совершить простое действие: «Возьмите в руки тезисы моего доклада и откройте на странице семнадцать. Открыли? Разверните и поднимите над головой. Так, вижу. А у вас что, нет тезисов? Передайте, пожалуйста, коллеге тезисы. Так… начнем…». А дальше произносит речь, никакого отношения к странице семнадцать не имеющую. И никто ничего не замечает.
Таким образом аудитория вовлекается в принятие решений (а это ей еще и льстит). Главный принцип вовлечения – забудьте, что люди перед вами уже в солидном возрасте и в костюмах. Все они в душе остались детьми. И как только вы поведете себя с ними как с детьми, они поведут себя как дети со взрослым дядей.
Вовлекая в принятие решения, помните, что можете создать ситуацию, при которой не сможете реализовать принятое аудиторией решение. Как бы ни мешал вам звук отбойного молотка, вы не сможете остановить ремонт асфальтового покрытия. Поэтому лучше не заострять внимания на отвлекающих факторах, на которые вы не можете повлиять.
Также лучше не выносить на обсуждение зала вопрос о регламенте. Мнения, скорее всего, разделятся, и вы будете вынуждены игнорировать мнение части зала. А это пахнет конфронтацией. Если вы считаете, что пора сделать перерыв раньше объявленного времени, примите это решение сами.
Есть и более мощный инструмент вовлечения – манипулятивный. При вербовке новых агентов разведки для установления эмоционального контакта претенденту предлагают помощь: устроить сына в институт, достать лекарство для жены, посидеть с ребенком. Гораздо больше к нам привязываются люди, которых мы просим оказать нам помощь: устроить сына в институт, достать лекарство для жены, посидеть с ребенком.
Иногда на тренингах я прошу организаторов не расставлять кресла. Когда же собираются участники, я их приветствую и говорю следующее: «Пожалуйста, ПОМОГИТЕ МНЕ расставить кресла». И сам, имитируя старческую беспомощность, волоку одно из них в круг. Заметьте: не «РАССТАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА», а «ПОМОГИТЕ МНЕ».
Какой помощи может просить оратор? Любой:
- дать знак, когда истекут 20 минут;
- закрыть форточку;
- выключить свет;
- раздать материалы;
- позвать опаздывающих;
- утихомирить соседа.
При этом не важно, что помощь оказывает один человек. Аудитория ощущает себя единым организмом и воспринимает это как «мы помогли».
При использовании приема «Вовлечение» следуйте принципу крещендо: требовать от аудитории необходимо поначалу простых действий, лишь со временем переходя к сложным. А не наоборот. Так и вопросы: если сразу задать вопрос, требующий развернутого ответа, не удивляйтесь, если в зале повиснет пауза. Гораздо результативнее вовлечение работает, если поначалу задавать вопросы простые, реакцией на которые может стать просто кивок головы: «Понятно?», «Так ведь?», «Согласны?», «Продолжим?».

8. Как отвечать на вопросы аудитории

Вы не обязаны отвечать на все вопросы. Вы не должны знать все, даже в вашей профессии. Вы можете не ответить на вопрос не только потому, что не знаете ответа, а и потому, что считаете просто нецелесообразным отвечать на него. Даже если причина в вашей некомпетентности, честное признание недостатка у вас информации гораздо лучше повлияет на вашу репутацию, чем попытки выкрутиться и создать видимость компетентности.
Однако уйти от ответа нужно так, чтобы не только не навредить общему впечатлению, но и улучшить его.
- Никогда не заявляйте, что не хотите отвечать на вопрос. Это честно, но вряд ли эта честность будет по достоинству оценена публикой. Лучше сказать: «У меня сейчас нет информации по этому вопросу…» или «Мне не хотелось бы выдавать непроверенную информацию…».
- Если спрашивающий настаивает или если вы уже восьмой раз отвечаете, что и по этому вопросу у вас недостаточно информации, запишите вопрос и пообещайте задавшему его, что свяжетесь с ним в течение 24 часов и сообщите ответ. Попросите его визитку или запишите номер телефона. Это эффектно выглядит, указывает на то, какую значимость вы придаете вопросам, прозвучавшим из зала, и позволяет уйти из опасной зоны. Обычно владеющие этим приемом почти никогда не перезванивают и не сообщают, что им удалось узнать в течение суток. Но аудитории, принимающей решение, этого никогда не узнать.
Если вы все же выдали непроверенную информацию, ошиблись в цифрах или фактах, не спорьте с аудиторией и не оправдывайтесь. Сразу признайте свою ошибку и сделайте комплимент заметившему ее.
Если кто-то выражает несогласие с вашей точкой зрения или подвергает сомнению сообщенную вами информацию:
1) Выслушайте его внимательно. Сохраняйте с ним зрительный контакт на протяжении всего его выступления. Мимикой и кивками головы показывайте, что его точка зрения важна и для вас, и для всего мероприятия. Затем переходите к ответу.
2) Никогда не возражайте в оскорбительной манере (тут обязательно начнется катавасия, на которую вас, возможно, и провоцируют). Действуйте осторожно.
3) Не показывайте смущения от возражений или провокационных вопросов.
4) Начните ответ с фразы: «Спасибо за острый вопрос», «Да, вам палец в рот не клади. Рад, что вы сегодня с нами» или «Проблема, о которой вы говорите, действительно существует».
5) Дальше применяете банальный студенческий прием: говорите на ту тему и выдавайте ту информацию, которую знаете или которую считаете нужной, например: «Но чтобы разобраться в вашем вопросе, нужно рассказать вот о чем…».
Зачастую задающий подобные вопросы вовсе не хочет получить ваш ответ. Его, скорее, интересуют лавры оратора. Это интеллектуальный террорист. «Террористы» в аудитории могут искренне думать, что они поднимают руку с тем, чтобы получить ответ. На самом деле им не хватает человеческого внимания. У них есть ощущение, что они недостаточно признаны и замечены. Часто такие люди, задавая вопрос, скорее демонстрируют свою эрудицию, чувство юмора и смелость, чем желание разобраться в теме. Чем больше мы будем с ними спорить, тем больше раззадорим их. Получив свою порцию внимания (позитивного или негативного – им не важно), они уже не смогут остановиться. Лучше станьте их союзниками. Обратите внимание зала на глубину, широту познаний задавшего вопрос и т.д.
Также эффективно и простое игнорирование выпада. В этом случае вопрос оценивают или просто благодарят за него и предлагают задать следующий вопрос.
Например, так, как это сделал Арнольд Шварценеггер во время одной из пресс-конференций в рамках предвыборной кампании за пост губернатора Калифорнии. Один из журналистов задал вопрос: «Правда ли, что в молодости вы снимались в порнофильмах?» Что ответить? Признаться и рассказать, как нелегко эмигранту прожить в Америке, когда за душой нет ни гроша? Пошутить, сказав, что он и это делал очень хорошо? Оправдываться? Опровергать? Любой вариант является проигрышным, учитывая отношение в США к самой этой теме. Что же ответил нынешний губернатор? «Ну, это старая новость», – сказал он и передал слово следующему репортеру. Игра слов, невозмутимость Терминатора и непринужденность сразу расположили к нему присутствующих.
Чтобы вам не задавали неудобные вопросы, сделайте прививку от них. Пойдем от противного. Если хочешь схлопотать от хулиганов, нужно крикнуть им: «Не бейте меня!». Если хотите, чтобы незнакомый ребенок убежал от вас, нужно твердо сказать ему: «Ну-ка, быстро иди сюда!». Сила действия равна силе противодействия. Таким образом, мы переходим к ответам на вопросы следующей, например, фразой: «А теперь, пожалуйста, задавайте вопросы. И пожалуйста, поострее» или «Рад буду ответить на ваши вопросы. Особенно на каверзные».
Таким образом, каждый, задающий острый, каверзный вопрос, заведомо окажется с вами в ситуации взаимодействия, а не противостояния. Ведь он выполняет вашу просьбу. Такая преамбула у многих отбивает охоту бодаться.
Если задан маловразумительный вопрос, вы можете выбрать один из следующих вариантов:
- попросите повторить вопрос: скорее всего, он станет короче и вразумительнее;
- повторите сами вопрос так, как вы его поняли;
- попросите несколько минут на размышление (продолжая параллельно отвечать на другие вопросы), за это время либо вы найдетесь что ответить, либо аудитория забудет о вопросе.
Если вместо вопроса следует «самовыражение» слушателя. Например: «Должен вам сказать, что не согласен с вами, и хотел бы пояснить свою позицию по обсуждаемому нами вопросу…» Можно прервать монолог разъяснением того, что форма проведения мероприятия не предполагает дискуссию или обмен мнениями. Еще лучше произнести короткую фразу: «Итак, ваш вопрос!».
Порядок задавания вопросов регулируется очередностью поднятия рук. Важно не допускать никаких нарушений регламента. Очень некрасиво получается, когда законопослушный слушатель долго тянет руку, соблюдая объявленный вами регламент, а вы отвечаете на вопросы, которые просто выкрикивают с места один за другим. Вы сами наказываете за соблюдение вашего регламента и поощряете его нарушение. Не удивляйтесь, если начнется базар. То же касается и времени, отводимого на разные части выступления. Если уж объявили, что будете отвечать на вопросы 10 минут, то так и делайте.
Если вопросов нет, не сдавайтесь: «Ну, раз вопросов нет…». Это плохой финал. Не оправдывайтесь тем, что, видимо, тема не так интересна. Любую тему можно подать как актуальную.
Однако вопросы наверняка есть. Просто людям трудно задать первый вопрос. Помогите аудитории. Есть несколько способов:
- Подтолкните словами, сказанными с добродушной, одобряющей улыбкой: «Пожалуйста, первый вопрос… ита-а-ак…».
- Заметив малейшее движение кого-либо из слушателей, тут же давайте ему слово. Скорее всего, он колеблется, задать ему вопрос сейчас или позднее.
- Перед началом выступления попросите кого-то из знакомых (или даже незнакомых) задать первый вопрос для затравки (можно даже какой-то конкретный вопрос).
- Задайте первый вопрос сами себе: «Часто спрашивают…» или «Перед началом выступления мне задали вот какой интересный вопрос…». Как только вы начнете отвечать, вопросы посыплются.
Обязательно пргонозируйте возможные вопросы и формулируйте ответы на них.
Отвечая на вопросы, делайте следующее:
- Если вам уже с первых слов понятно, в чем суть вопроса, не перебивайте спрашивающего, не начинайте отвечать, не дослушав, не торопите его. Это оскорбительно не только для вашего визави, но и для всей аудитории. В крайнем случае, если он уж слишком многословен, можно жестом и мимикой показать, что пора переходить к сути. Можете даже сказать: «Итак…» или «Таким образом…» с повышающейся интонацией.
- Отвечайте на вопрос настолько кратко, насколько это возможно. В идеале это должна быть одна фраза. Слишком продолжительные ответы гасят энтузиазм и отбивают охоту спрашивать.
- Если вопрос задан нечетко или тихо, его необходимо повторить для всех.
- Независимо от содержания вопроса поблагодарите спрашивающего хотя бы взглядом и оцените вопрос. Это очень стимулирует поступление новых вопросов. Но не используйте безликую оценку «Хороший вопрос!», лучше «Какой необычный вопрос!», «Вы задаете очень актуальный вопрос…», «О, какой неожиданный вопрос!», «Слушайте, такого острого вопроса я еще никогда не получал…», «Да у вас просто нокаутирующие вопросы!!!», «Ваш вопрос звучит как комплимент», «Какой приятный вопрос!», «Смелый вопрос», «О, наконец прозвучал этот долгожданный вопрос!». Не бойтесь оценивать вопрос негативно: «Острый» и т. д. Это лучше, чем никакой оценки.
- Отвечая на вопрос, постоянно возвращайтесь взглядом к спросившему. После ответа удостоверьтесь, удовлетворен ли спросивший ответом. Но не злоупотребляйте надоевшей фразой: «Я ответил на ваш вопрос?» Будьте оригинальнее – ищите синонимы. Или просто посмотрите вопросительно и проследите реакцию.
- Как быть, если вопрос поставил вас в тупик, вывел из равновесия или смутил? Ваше положение будет тем более комично, чем старательнее вы попытаетесь скрыть ваши ощущения. Самый сильный ход – прямо признаться в том, что вы смущены. Только не говорите: «Я смущен» или «Я растерялся». Перенесите акцент на «виновника» вашего состояния: «Вы знаете, должен признаться, вы меня заставили смутиться…», «Э, да вы, кажется, загнали меня в угол», «Должен признаться, вы умеете вести дебаты, – я уже почти в нокауте». Пусть вас не смущает формулировка. Вы просто констатируете факт.
- Если вы уверены, что представитель аудитории выражает точку зрения, которую не разделяете не только вы, но и подавляющее большинство сидящих в зале, можете смело противостоять ему, и таким образом вы войдете с аудиторией во взаимодействие.

9. Как работать с микрофоном

Микрофон в руках
Микрофон нужно держать как вилку. Только кончиками пальцев, не пытаясь обхватить его всей ладонью. При этом все пальцы должны лежать на микрофоне. Особенно следите, чтобы мизинец кокетливо не оттопырился. Локоть при этом расслаблен и опущен. Им вы должны чувствовать ребра. Типовая ошибка – задирание локтя почти на уровень подбородка.
Микрофон следует удерживать на одинаковом расстоянии от рта на протяжении всего выступления. Чтобы рассчитать оптимальное расстояние, приложите ребром ладонь с сомкнутыми пальцами к губам так, чтобы указательный палец касался губ. Безымянный палец в этом случае и будет там, где должен быть край микрофона. Если держать его дальше, голос будет звучать не так красиво, если ближе – при произнесении звука «п» микрофон будет издавать малоприятный звук. Лучший звук при этом получается, когда микрофон образует перпендикуляр с вертикальной линией вашего лица.
Не меняйте это расстояние в ходе выступления. Куда бы вы ни повернулись, микрофон поворачивается вместе с вами, оставаясь на одном и том же расстоянии.
Перед выступлением проверьте, где находятся динамики колонок. Если они находятся у вас за спиной, будьте осторожны: когда мембрана микрофона и мембрана динамика направлены друг на друга, они вступают в резонанс и «микрофон душераздирающе фонит». Если вы допустили эту ошибку, просто сразу отверните микрофон от динамиков.
Я рекомендую держать микрофон в рабочей руке, то есть левшам – в левой, правшам – в правой. Для жестикуляции остаются другая рука и все тело. Типовая ошибка – попытка жестикулировать той рукой, в которой находится микрофон.
Мкрофон со шнуром. Перемещаясь по сцене, используйте нерабочую руку для того, чтобы шнур не попал вам под ноги.
Штативе или «стойка». Стойка бывает двух типов: телескопическая и «журавль».
С телескопической работать сложнее по двум причинам. Если у вас большой живот или пышная грудь, вы не сможете приблизиться к микрофону на расстояние, необходимое для лучшего звукообразования. Кроме того, его сложнее регулировать по высоте. А регулировать придется. Типовая ошибка – говорить в микрофон, находящийся на той высоте, на которой его оставил предыдущий выступающий. В результате рослый директор говорит, опустив голову и осматривая зал исподлобья. Дама небольшого роста выполняет детское упражнение «А ну-ка дотянись». Вместо ее лица мы наблюдаем в течение всего времени горло с активно двигающимся кадыком.
Стойку «журавль» можно наклонить одним движением руки. При этом учтите две вещи.
1) она при этом издаст дикий скрип, усиленный многократно. Чтобы это избежать, в момент изменения высоты незаметно для слушателей выключите микрофон, а потом сразу включите.
Не стоит, однако, пользоваться выключателем «on/off», ибо беззвучно полное выключение микрофона не происходит. Для подобных случаев существует выключатель «mute».
2) при изменении высоты, в силу законов геометрии, изменится и угол наклона микрофона. Установите микрофон перпендикулярно вашему лицу или почти параллельно полу с легким наклоном вперед.
При снятии микрофона со стойки тоже раздастся малоприятный звук. Поэтому также просто отключайте на секунду микрофон. При этом лучше, если вы непринужденно перенесете стойку на правый или левый край сцены. В центре она оставаться не должна.
Микрофон установлен на столе или трибуне
В этих случаях используются специальные высокочувствительные микрофоны. Поэтому не стоит ложиться грудью на стол или трибуну с тем, чтобы вдуть ваши слова в самую мембрану.
Если у вас берут интервью и микрофон держит в руках задающий вопросы, не хватайте микрофон. Журналист знает, на каком расстоянии его держать.
Чтобы проверить работоспособность микрофона не стучите по нему и не произносите «раз-раз». Просто поздоровайтесь с сидящими в зале. По реакции вы сразу поймете, слышат ли вас.  Выясните заранее, как включается микрофон.
 Тренируйтесь. Найдите дома предмет, похожий на микрофон. Очень рекомендую банан. Он похож и по размерам и по весу. Привяжите к его хвостику шнур и прорепетируйте выступление с движением и жестикуляцией. При перемещениях изящно поправляйте шнур, чтобы он не попадал вам под ноги. При этом сохраняйте воображаемый зрительный контакт с аудиторией.
Приходите на место выступления заранее, походите по сцене, попросите служителей включить микрофон. Поговорите в него, походите с ним, попробуйте на вес стойку, поднимите и опустите микрофон на ней несколько раз, найдите кнопку включения. Привыкните к своему голосу, раздающемуся из динамиков. Вы станете чувствовать себя гораздо спокойнее и увереннее.

10. Тонкости публичного  выступления

Как выбрать помещение

Остановитесь на том помещении, которое обеспечит заполненность зала, чтобы люди сидели вплотную друг к другу. Лучше маленький, но битком забитый зал, чем большой, но заполненный наполовину.
Если же вы не имеете на это влияния, то перед началом выступления можете использовать следующие трюки:
- Перед началом выступления натяните ленточку между 10 и 11 рядами. Таким образом, участникам придется занимать первые 10 рядов.
- Если нет ленточки, можно положить на все сиденья 11 ряда листы бумаги и попросить слушателей не садиться за эту границу.
- Можно заграждать проход стульями, использовать скотч, стойки для микрофонов и т.п.
- Если есть возможность убрать пустующие кресла, лучше сделать это.
- Если и это невозможно, непосредственно перед началом своего выступления дружески пригласите сидящих на «галерке» пересесть вперед.

Как выбрать темп

Многие ораторы, особенно начинающие, как правило, говорят слишком быстро. Субъективное ощущение времени у оратора и у публики не совпадает. У вас во время выступления все процессы в организме идут быстрее, и быстрая речь для вас нормальна.
Публике же кажется, что вы тараторите. А это воспринимается аудиторией как неуверенность и желание поскорее избавиться от этого кошмара.
Говорите медленнее. Этому поможет два способа:
1) Иногда напоминайте себе об этом. У одной моей ученицы во время ее выступлений с внутренней стороны трибуны был приклеен стикер с надписью: «Лена, не гони!».
2) Если вы часок перед речью будете говорить, как мальчик с задержкой умственного развития, то под действием этого субъективное время выровняется. Медленно, после паузы, отвечайте на вопросы, медленно ходите, медленно берите трубку телефона.
Важно также помнить, что просто замедлить темп недостаточно. Чтобы сохранять внимание аудитории, нам необходимы контрастные раздражители. Меняем темп. В наиболее важных частях выступления говорим медленнее, чем в других. И внушительнее. С паузами.

Как обращаться к аудитории

Человеку приятно слышать его собственное имя. Но мы не можем так обратиться к аудитории. Нам остается использовать то обращение, которое мы выбрали с самого начала: «Так что, дорогие коллеги, позвольте мне подытожить…», «Обратите внимание, друзья, что здесь…», «Несомненно, мои дорогие, вы заметили…». И так далее.
Только не нужно обращаться к людям, называя их безлично «аудитория» или «публика» - это  неприятно.
Недопустимы такие формы обращения, как: «Я хотел бы поблагодарить собравшихся…» или «Я хотел бы сообщить присутствующим…». Лучше сказать: «Я хотел бы поблагодарить всех вас…».
И вообще, чаще используйте слова «вы», «вас», «ваш».

Как долго выступать

Нельзя занимать собою публику более 20 минут безнаказанно.
Если по каким-либо причинам (объем информации, традиции, регламент) мы не можем ограничиться 20 минутами, то следует менять род деятельности сидящих в зале. 20 минут вас слушали, потом можно ответить на вопросы, потом показать видеосюжет, потом снова перейти к докладу. И так далее. Если выступление слишком продолжительное, дробите его перерывами. Хотя бы короткими. Это позволит каждый раз запускать новый цикл внимания.

Как добиться своего от аудитории

Чтобы добиться своего от аудитории, не показывайте виду, насколько важно для вас ее решение. Не обозначайте своего стремления. Продемонстрируйте здоровое безразличие к результату (но не к публике!).

Как выбрать место для выступления

1) выбор места, с которого вы начнете выступление, может быть продиктован тем, что происходило здесь до вас:
- если перед вами выступал бездарный оратор, который только утомил и разозлил публику, постарайтесь встать как можно дальше от того места.
- если же до вас выступал оратор, чье выступление было блестящим, то, выйдя на сцену, займите именно то место, с которого выступал он.
2) Проследите, чтобы за вами не было открытых дверей, окон, незаполненного пространства. Инстинкт самосохранения сводит с ума, когда есть вероятность нападения на вас сзади. Дверь закройте, окно занавесьте, задерните занавес.
По тем же причинам сложно выступать, если за спиной у вас находится президиум. Лучше стойте несколько в стороне, чтобы боковым зрением видеть, что делают сидящие там.

На что давить

Работа с аудиторией – не контакт умов, а, скорее, контакт сердец. А мы делаем упор на информацию, аргументацию. Если бы одними аргументами можно было нас убедить, не было бы рекламы, были бы просто объявления, перечисляющие преимущества товара.
1) Если аудитория принимает решение непосредственно во время вашего выступления, давите на эмоции.
2) Если же предполагается, что решение будет приниматься после презентации, вы должны дать слушателям достаточно фактов и аргументов.
Типовая ошибка политиков во время предвыборной гонки – превращение встречи с избирателями в митинг, где они всячески распаляют гнев собравшихся. Если тут же призвать их штурмовать Дом правительства, таким способом можно достичь цели. Если же избиратели понесут бюллетени к урнам спустя несколько дней, аргументов для принятия нужного решения может оказаться недостаточно. Они вспомнят, что ничего толком не знают ни о кандидате, ни о его программе. И поостерегутся, на всякий случай отдав голос за того, кто смог привести большее количество аргументов.

Как установить полную тишину

Прием, с помощью которого удается установить полную тишину и внимание, используется в педагогической практике. Применяется в случаях острой необходимости: класс пришел с физры весь ещё на взводе или вы проводите один из последних уроков в четверти.
Входите, занимаете то место, с которого вы обычно начинаете урок, и дальше опускаете руки и замираете. Ни малейшего движения! Взгляд ваш направлен в одну точку выше голов детей и тоже неподвижен. Никакого немого укора в позе или во взгляде! Все в вас говорит: «Прости их, Господи, ибо не ведают, что творят». Чтобы было понятно, как это, откройте изображение святого Себастьяна и запомните его всепрощающий взгляд в момент, когда в грудь его вонзаются стрелы и копия.
В первый момент ничего не произойдёт. Позднее несколько учеников, которым особо ценно мнение учителя, замолчат. Затем они призовут к порядку некоторых нарушителей. Те будут вынуждены подчиниться, ибо у них уже нет возможности сказать, что учителя они не заметили. Когда нарушители дисциплины остаются в меньшинстве, им ничего не остается, как подчиниться большинству.
После того как установилась тишина, учитель выдерживает небольшую паузу, устанавливает с детьми зрительный контакт без тени упрека, здоровается и разрешает сесть.
У меня на установлении тишины уходило две минуты.
Такое начало дает и непредвиденный эффект. Если в ходе урока я замечал, что утратил внимание учеников, стоило мне сделать маленькую паузу и замереть на полуслове в позе святого Себастьяна, как класс тут же замолкал. Таким образом, учитель подчеркивал снова и снова: «Я говорю, только когда меня слушают».

Как дышать

Профессиональный оратор набирает в легкие совсем немного воздуха вдохом. И не делает нового вдоха, пока не возникнет надобности. Начинающий же заглатывает воздух кубометрами. Не успев отработать этот вдох, он делает следующий. Перенасыщение крови кислородом вызывает головокружение – усиленное сердцебиение – путаность мыслей – смущение – панику.
Дышите спокойно… Делайте паузы… Следите за этим. Постепенно это войдет в привычку.

По какой схеме выступать

Плохие схемы выступления:
«Дерево»
Оратор часто отклоняется от темы, скачет от вопроса к вопросу, попутно вспоминая необходимые по мнению выступающего истории и факты. Если изобразить это выступление в виде схемы, получается нечто, похожее именно на дерево.
Подобное выступление обычно с большим трудом воспринимается аудиторией, и содержание вашего выступления останется тайной для нее.
«Бельевая веревка»
Выступающий произносит первую и последнюю фразу так, будто вбивает гвоздь. Точно, уверенно, четко. И между этими гвоздями туго натягивает нить слов. Он ведет аудиторию от приветствия к финальному слову, как машинист ведет паровоз по рельсам. Он не делает ни шага в сторону.
Конечно, такое выступление легко воспринимается. Слишком легко. И в какой-то момент аудитория в состоянии предсказать не только ход дальнейших мыслей, но и следующее предложение слово в слово. Сюрприза не получается. Примитив не срабатывает.
Правильная схема выступления: «Костыли»
Как взбирается на вершину альпинист: он вбивает в горную породу костыль, протягивает шнур, подтягивается выше, снова вбивает костыль. И так дальше. Он это делает, чтобы, сорвавшись, не упасть. Он закрепляется на достигнутом, чтобы не угробить себя и результат, которого он уже добился.
Закрепляйтесь, как альпинист в сознании аудитории после каждого этапа выступления:
- Задайте вопрос, все ли понятно
- Сделайте паузу
- Перейдите на другое место на сцене
- Перелистните лист на флип-чарте
- Смените слайд
- Подведите промежуточные итоги
- Скажите «Таким образом…»
- Предложите задать вопросы по этому разделу.
Таким образом, ваше продолжительное выступление будет состоять из нескольких непродолжительных. Это очень хорошо воспринимается аудиторией, легко запоминается, позволяет следить за логикой.
К тому же, если вы допустите какую-либо ошибку, впечатление, сформированное предыдущими этапами, сохранится, ибо оно уже было закреплено в сознании слушающих.

Как с успехом выступать публично

Весь секрет успеха выступления состоит в том, чтобы говорить с людьми, а не выступать перед ними!

Простительны ли оратору ошибки

Не нужно в своих выступлениях добиваться полного совершенства. Будьте живым человеком, а не электронной коробочкой. Ошибайтесь, учитесь, меняйтесь. Пользуйтесь преимуществом несовершенных – возможностью совершенствоваться.

Комментарии

Популярное на блоге

45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя (конспект). Максим Батырев

Искусство конструктивного диалога (конспект). Александр Фридман

Управление поступками подчиненных (конспект). Александр Фридман