Говори на языке диаграмм. Пособие по визуальным коммуникациям для руководителей. Джин Желязны (в кратком изложении, конспект)
Как наилучшим образом представить ваши идеи с помощью диаграмм? Как привлечь и удержать внимание аудитории? На страницах этой книги вы найдете все необходимое для этого: практические рекомендации по выбору типа диаграммы (круговая, линейчатая, точечная и т. д.), правила подготовки и использования каждого из них, а также мастер-класс по исправлению неудачных диаграмм. На протяжении многих лет книга «Говори на языке диаграмм» является настольным пособием для руководителей, консультантов, аналитиков – всех тех, кто хочет научиться четко и лаконично выражать свои мысли и доносить идеи с помощью диаграмм.
Введение
Часть I. Выбор диаграмм.
1.
Формулирование идеи (от данных к идее).
2.
Определение типа сравнения данных (от идеи к сравнению данных)
3.
Выбор типа диаграммы (от сравнения к диаграмме)
Часть II. Использование диаграмм.
Двойное
сравнение
Шкалы
Факторы,
влияющие на диаграмму
Часть IV. Рекомендации по оформлению слайдов
|
|
Введение
Диаграмма для презентации должна быть
в два раза проще и в четыре раза четче той, которая применяется в письменном
докладе. Они различны также, как реклама на щите, которую нужно успеть прочесть
и понять, проезжая мимо на автомобиле, и реклама в журнале, которую можно
детально изучить в свободное время.
Однако, если диаграмма слишком проста,
то она и вовсе не нужна. Значит, мысль можно с легкостью выразить в словесной
форме.
Еще несколько случаев, когда лучше
обойтись без диаграмм:
1. Если вы имеете дело с прогнозными
данными, так как диаграммы обычно ассоциируются с точными значениями.
2. Если данные обычно представляются в
виде таблиц, как, например, отчет о прибылях и убытках.
3. Когда аудитория скептически
относится к диаграммам.
Главное правило при подготовке
презентаций - чем меньше диаграмм, тем лучше, поскольку 1) подготовка диаграмм
занимает много времени и 2) чем больше диаграмм используется, тем хуже их
запоминают слушатели: если используется одна диаграмма, то она получит 100%
внимания аудитории; если сто - не запомнится ни одна.
Часть I. Выбор диаграмм.
Шаг 1: ФОРМУЛИРОВАНИЕ ИДЕИ (от данных
к идее)
Чтобы правильно выбрать тип диаграммы,
в первую очередь нужно четко сформулировать идею, которую хотите донести до
аудитории с ее помощью.
Шаг 2: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА СРАВНЕНИЯ
ДАННЫХ (от идеи к сравнению)
Сформулированная идея будет
обязательно заключать в себе один из пяти основных типов сравнения данных:
покомпонентное, позиционное, временное, частотное или корреляционное.
Шаг 3: ВЫБОР ТИПА ДИАГРАММЫ (от
сравнения к диаграмме)
Каждому типу сравнения соответствует свой
вид диаграммы.
1.
Формулирование идеи (от данных к идее).
Тип диаграммы определяют не данные, а
идея - что вы хотите показать.
Поэтому, прежде чем выбирать
подходящий тип диаграммы, необходимо сформулировать основную мысль, которую вы
хотите донести.
При этом используйте основную идею в
качестве заголовка диаграммы, чтобы усилить её эффект. Так вы поможете читателю
правильно понять мысль и сконцентрируете его внимание именно на том аспекте
данных, который важен.
Иначе заголовки диаграмм будут
выглядят так:
Динамика объема продаж компании
Производительность по регионам
Распределение активов по подразделениям
Возрастная структура штата компании
Соотношение
заработной платы и рентабельности
Эти заголовки указывают, какие данные
содержатся в диаграмме, но не объясняют, в чем их важность. Что именно
происходит с объемом продаж, возрастной структурой штата, соотношением
заработной платы и рентабельности?
В примере заголовок просто указывает
на то, что отражает линия тренда, - КОЛИЧЕСТВО КОНТРАКТОВ.
Но есть четыре аспекта, на которые
можно обратить внимание аудитории.
Идея 1.
Количество контрактов возросло.
Идея 2.
Количество контрактов изменяется.
Идея 3. В августе
было заключено наибольшее количество контрактов.
Идея 4. Количество заключенных
контрактов снижалось в двух из восьми месяцев.
Заголовок, выражающий основную мысль
диаграммы, схож с заголовком статьи в газете. Он отличается краткостью и четкостью.
Непонятные заголовки, можно переформулировать следующим образом:
Тематический заголовок
|
Заголовок, выражающий основную мысль
|
Динамика объема продаж компании
|
Объем продаж компании удвоился
|
Производительность по регионам
|
Центральный регион занимает
четвертое место по производительности
|
Распределение активов по
подразделениям
|
В подразделении Б сконцентрировано
30% всех активов
|
Возрастная структура штата компании
|
Большинству сотрудников компании от
35 до 45 лет
|
Соотношение заработной платы и рентабельности
|
Зависимости между размером
заработной платы и рентабельностью не существует
|
2.
Определение типа сравнения данных (от идеи к сравнению данных)
Любая идея - любой аспект данных, на
который вы хотите обратить внимание, - может быть выражена посредством одного
из пяти основных типов сравнения: покомпонентного, позиционного, временного,
частотного, корреляционного.
1. ПОКОМПОНЕНТНОЕ СРАВНЕНИЕ
Покомпонентное сравнение показывает
размер каждого компонента в процентах от общего целого. Например:
- В мае продажи продукции А составили
наибольшую долю в общем объеме продаж компании.
- Доля рынка клиента в 2001 г.
составляет менее 10% рынка отрасли.
- Почти половина корпоративных ресурсов привлечено из двух
источников.
Слова-индикаторы: «доля», «проценты от
целого», «составило X%».
2. ПОЗИЦИОННОЕ СРАВНЕНИЕ
Позиционное сравнение показывает, как
объекты соотносятся друг с другом в один и тот же момент времени - одинаковы ли
они, больше или меньше других. Например:
- В мае продажи продукции А превысили
продажи продукции Б и В.
- Выручка клиента от продаж находится
на четвертом месте.
- Текучесть кадров в шести подразделениях примерно одинакова.
Слова-индикаторы: «больше чем», «меньше
чем», «равно».
3. ВРЕМЕННОЕ СРАВНЕНИЕ
Временное сравнение показывает, что
происходит с показателями на протяжении определенных интервалов времени -
возрастают ли они, снижаются, колеблются или остаются неизменными. Например:
- Продажи в январе неуклонно росли.
- Рентабельность инвестиций за
последние пять лет резко сократилась.
- Ставки процента в течение последних семи кварталов колебались.
Слова-индикаторы: «изменяться», «расти»,
«убывать», «возрастать», «снижаться», «колебаться».
4. ЧАСТОТНОЕ СРАВНЕНИЕ
Частотное сравнение показывает,
сколько объектов попадает в определенные интервалы. Например:
- В мае сделки в основном заключались в
диапазоне от одной до двух тысяч долларов.
- Большая часть грузов была получена за
2-5 дней.
- Возрастная структура штата нашей компании сильно отличается от
структуры штата нашего конкурента.
Слова-индикаторы: «в диапазоне от х до
у», «концентрация», «частотность» и «распределение».
5. КОРРЕЛЯЦИОННОЕ СРАВНЕНИЕ
Корреляционное сравнение показывает зависимость
между двумя переменными.
Например:
- Результаты продаж в мае демонстрируют
отсутствие взаимосвязи между объемом продаж и опытом продавцов.
- Зарплата исполнительных директоров не
зависит от размера компании.
- Страховая сумма возрастает при росте доходов индивидов.
Слова-индикаторы: «относится к», «возрастает
в случае», «снижается в случае», «меняется в случае» или, наоборот, «не возрастает
в случае».
3.
Выбор типа диаграммы (от сравнения к диаграмме)
Каждому типу сравнения соответствует
один из пяти типов диаграмм: круговая, линейчатая, точечная диаграммы,
гистограмма или график.
Каждый тип диаграммы лучше всего иллюстрирует
определенный тип сравнения данных.
Приведенная матрица иллюстрирует
данный тезис. По вертикали обозначены пять основных типов диаграмм, по
горизонтали - пять типов сравнения.
Для временного, частотного и корреляционного
сравнения используется по два типа диаграмм.
Различаются они по объему информации,
который вы хотите отразить:
- при временном и частотном сравнении используется
гистограмма, если значений немного (6-7), и график, если их больше.
- при корреляционном сравнении используется
линейчатая диаграмма для малого количества значений и точечная – для большого.
Основная цель диаграммы – показать важные связи быстрее и
четче, чем при использовании таблиц. Но, если форма подавляет содержание, т. е.
если оформление диаграммы мешает четко понять существующую зависимость, то
автор презентации оказывает медвежью услугу аудитории, которая будет принимать
решения на основе увиденного.
Поэтому преодолевайте стремление к оригинальности и
положитесь на традиционные диаграммы. Творческий же подход используйте, чтобы
повысить наглядность диаграмм за счет удачного расположения на листе, легко
читаемого шрифта и конструктивного использования цветов и штриховки.
Выбор и использование различных типов
диаграмм - это не точная наука. Это значит, что для правильного составления
диаграмм необходимо учитывать и собственное мнение.
3.1.
Покомпонентное сравнение
Покомпонентное сравнение данных лучше
демонстрируется при помощи круговой диаграммы, поскольку круг создает впечатление
целого (к примеру, доли продаж каждой
компании в отрасли).
Советы:
- Для построения круговых диаграмм используйте
не более шести компонентов. Если нужно отобразить большее число, выберите из
них пять наиболее важных, а остальные сгруппируйте в категорию «прочие».
- Поскольку человеческий глаз обычно
движется по часовой стрелке, наиболее важный компонент располагайте на линии 12
часов, а для усиления эффекта используйте наиболее контрастный цвет (например,
желтый на черном фоне) или яркую штриховку, если диаграмма черно-белая.
- Если нет необходимости выделять
какой-либо отдельный компонент, расставляйте их от самого большого к самому
маленькому или, наоборот, используйте одинаковый цвет или штриховку для всех
сегментов.
Доли целого более
наглядно отображаются посредством круговых диаграмм, чем при помощи линейчатых
диаграмм или гистограмм, нормированных на 100%. Однако, когда нужно сравнить
компоненты нескольких целых – используйте линейчатую диаграмму или гистограмму,
нормированную на 100%.
Обратите внимание,
надписи приходится повторять для каждой из двух круговых диаграмм. Конечно, можно
использовать легенду. Однако в этом случае читателю придется смотреть то в
легенду, то на диаграмму, чтобы понять, какой из компонентов что означает.
Кроме того, хотя тени или цвета помогают зрителю различить три компонента, взгляд
должен постоянно перемещаться с одной диаграммы на другую, чтобы уловить взаимосвязи.
При использовании
гистограммы, нормированной на 100%, надписей меньше, а взаимосвязи между
соответствующими сегментами, усиленные связывающими две колонки линиями,
отображены более наглядно.
3.2. Позиционное сравнение
Для иллюстрации
позиционного сравнения лучше подходит линейчатая диаграмма.
По вертикали
располагается не шкала, а только обозначения сравниваемых элементов - стран,
отраслей промышленности, компаний, продавцов. Самое главное - вы можете расставить
линейки в нужной последовательности.
Советы:
- Пространство, разделяющее
линейки, должно быть меньше, чем ширина самих линеек.
- Используйте
контрастный цвет или штриховку, чтобы выделить элемент, подчеркивающий идею,
выраженную в заголовке.
- Для обозначения
количественных величин используйте либо шкалу вверху (иногда - внизу), либо
цифры на концах линеек, но ни в коем случае - и то, и другое: это создает помехи.
Шкалу используйте, если хотите только кратко ознакомить со взаимосвязями, цифры
- если эти взаимосвязи важны для передачи основной идеи. Неплохо использовать
шкалу и одну цифру, на которой необходимо сделать акцент.
- Используя
цифры, округляйте их и избегайте дробей, если точная величина несущественна. К примеру, 12% запоминается гораздо лучше,
чем 12,3%.
Варианты
использования линейчатых диаграмм:
Иногда для
иллюстрации позиционного сравнения вместо линейчатой диаграммы используют
гистограммы - вертикальные столбцы вместо горизонтальных линеек. Это не ошибка.
Однако в основном диаграммы смотрятся лучше по двум причинам:
1) снижается
вероятность путаницы между позиционным и временным сравнением. В последнем
случае как раз лучше использовать гистограммы, потому что мы привыкли
рассматривать время как движение слева направо, а не сверху вниз.
2) часто
сравниваемые элементы имеют длинные наименования:
3.3. Временное сравнение
Временное
сравнение отражает динамику изменений.
Данный тип
сравнения лучше иллюстрировать при помощи гистограмм или графиков. Когда нужно показать несколько значений (7-8),
используйте гистограмму. Для демонстрации поквартальных изменений за 20 лет используйте
график.
Советы:
1) Расстояние между колонками должно быть меньше,
чем ширина самих колонок.
2) Используйте цвет
или штриховку, чтобы выделить какой-то момент времени или разграничить данные
за прошлые периоды и прогнозные величины.
Варианты
использования гистограмм:
|
Гистограмма отклонений разделяет, к примеру, годы, когда компания имела
прибыль и годы, когда она терпела убытки.
|
|
Диапазонная гистограмма показывает
разницу между самым высоким и самым низким значением отдельного параметра, например, колебания какого-либо показателя
во время торгов на фондовом рынке.
|
|
Совмещенная гистограмма отражает
значения двух параметров на определенный момент времени и показывает, как
изменяется соотношение между ними с течением времени, например, показатель потерь без учета и с учетом инфляции. Столбцы
можно располагать попарно вплотную друг к другу, а можно частично перекрывать
один столбец другим.
|
|
Гистограмма с накоплением
показывает, как с течением времени меняется вклад каждого параметра в общую
сумму. Например, оклад и премии
сотрудников.
|
|
Ступенчатая гистограмма используется,
чтобы продемонстрировать резкое изменение параметра через неравные интервалы
времени, например, коэффициент
использования производственных мощностей. В таких диаграммах все столбцы
необходимо располагать вплотную друг к другу.
|
Из всех типов
диаграмм график используется наиболее часто.
Советы:
- Линия тренда
должна быть жирнее, чем ось абсцисс, которая, в свою очередь, должна быть
жирнее горизонтальных и вертикальных линий, образующих координатную сетку.
- Координатную
сетку на графике можно сравнить с линиями, обозначающими пределы футбольного
поля. Они нужны, чтобы судьи на поле могли выполнять свои функции, а не для
привлечения внимания зрителей. В нашем случае внимание аудитории должно быть
сосредоточено на линии тренда. Таким образом вертикальные линии координатной
сетки используйте, чтобы разделить значения параметра за предыдущие периоды и
данные прогноза или разбить временную ось по кварталам или пятилетним периодам.
Горизонтальные линии помогают читателю точнее сравнивать относительные
величины.
Существует всего
лишь два вида графиков.
1) Совмещенный график показывает сравнение
двух и более параметров.
При этом
сравнивая компанию и конкурентов, используйте для своей компании контрастный цвет
или жирную линию, а для остальных - менее яркие цвета и более тонкие или
пунктирные линии.
Чтобы график не
напоминал спагетти, при использовании более трех линий, нужно разбить его на
несколько более мелких, сравнивающих компанию с каждым конкурентом по
отдельности:
Плохо
Хорошо
2) График с областями с накоплением разделяет
пространство между линиями на отдельные участки, отражающие итоги на
определенные моменты времени.
Ограничивайтесь пятью
областями. Если нужно отразить больше пяти сегментов, начертите четыре основных,
а остальные сгруппируйте в категорию «прочие».
В диаграммах с
накоплением располагайте самый важный слой над осью абсцисс, поскольку это
будет единственный сегмент, соотнесенный с прямой линией. Все остальные
сегменты будут зависеть от его колебаний.
Как и в случае со
«спагетти-графиками», разбираться в огромном количестве слоев лучше, разбив
диаграмму на более простые диаграммы.
3.4. Частотное сравнение
Частотное
сравнение показывает, сколько значений данного параметра (частотность) попадает
в последовательные области числовых значений. Этот тип сравнения применяется в двух
случаях:
1) для обобщения
сходных событий на основе выборки наблюдений. Здесь частотное сравнение
используется, чтобы предсказывать риск, вероятность или возможность.
2) суммирование
больших объемов информации, чтобы продемонстрировать значимую взаимосвязь (например, 25% грузов доставляются за 5-6
дней). Часто используется для отражения демографической информации -
количества работников по размерам зарплаты, распределения семей по уровням
дохода.
Частотное
сравнение лучше иллюстрировать с помощью ступенчатых гистограмм или графиков.
Гистограммы нагляднее, когда используется не больше 5-7 областей числовых
значений, в противном случае следует воспользоваться графиком.
Советы:
- Размер и
количество диапазонов важны для демонстрации модели распределения. Слишком
малое количество не позволяет проследить модель, а слишком большое - разбивает
ее на мелкие части. Как правило, применяется от 5 до 20 областей числовых
значений. Размер и количество диапазонов должны быть таким, чтобы получилась колоколообразная
кривая, которая изображает частотное распределение (см. предыдущий график)
При
использовании диапазона в 500 долл. проследить зависимость не удается.
Если
мы увеличим размер диапазона до 1 тыс. долл., модель начинает вырисовываться.
Но
лишь при использовании диапазона в 2 тыс. долл. мы получаем наглядную модель.
Здесь видно колоколообразную кривую, которая изображает частотное
распределение. Кривая сдвинута влево, то есть к низшей стороне распределения.
Это иллюстрирует основную идею: почти в половине штатов учителям платят менее
16 тыс. долл. в год.
- Лучше
использовать интервалы одинакового размера. Если один интервал отражает разницу
в 5 долл., а другой - в 20, кривая распределения получится искаженной. Исключение:
когда информация фиксируется в неравных диапазонах (например, уровни образования) или когда неравные интервалы помогают
лучше усвоить информацию (как в случае с
разбросом подоходного налога: разброс
доходов настолько велик, что близко к низшей точке оказывается слишком много
людей, а к высшей - слишком мало. Поэтому равные интервалы здесь применять
нельзя. При использовании интервалов по 1 тыс. долл. придется чертить диаграмму
в несколько метров шириной, а при интервалах по 40 тыс. долл. практически все
население окажется в пределах первого интервала). Диаграмма будет наиболее
информативной, если более мелкие интервалы использовать ближе к низшей точке, а
более крупные - ближе к высшей.
- Размеры
интервалов должны быть четко обозначены. «Перекрывающиеся» границы (0-10,
10-20, 20-30) не объясняют, к каким интервалам относятся цифры, повторяющиеся
по два раза (10, 20).
- И гистограммы,
и графики можно совмещать. Например, чтобы сравнить данные по двум разным годам
или сопоставить возрастной состав сотрудников компании и компаний-конкурентов.
Внимание! Нельзя
применять диаграммы с накоплением, когда частота распределения выражена в
процентах. Например, если от 5 до 10
долл. в час зарабатывают 60% женщин и 50% мужчин, нельзя сказать, что в целом
110% населения зарабатывают от 5 до 10 долл.
3.5. Корреляционное сравнение
Корреляционное
сравнение показывает, соответствует ли соотношение двух переменных ожидаемой
зависимости. Например, обычно можно
ожидать, что более опытный продавец работает эффективнее, чем менее опытный,
или что люди с более высоким уровнем образования получают более высокую
стартовую заработную плату. Подобные сравнения лучше иллюстрируются при
помощи точечных или двусторонних линейчатых диаграмм.
На
этой диаграмме показано 16 сделок с точки зрения размера скидок и количества
единиц проданного товара. Ожидается, что чем больше скидка, тем выше стимул
купить больше товара. Но, как показывает точечная диаграмма, в данном случае
подобной корреляции нет.
Взгляните,
к примеру, на точки А и Б, обозначающие сделки, совершенные двумя продавцами.
Оба продали по 20 единиц товара (горизонтальная шкала). Однако А предлагал 7-долларовую скидку, тогда
как скидка у Б составляла всего 4 долл. (вертикальная шкала).
Если бы между
этими параметрами существовала статистически значимая связь (корреляция), точки
концентрировались бы вдоль диагональной линии, идущей от левого нижнего угла
диаграммы к правому верхнему, что на рисунке показано стрелкой. Подобные стрелки
удобно использовать для обозначения предполагаемой модели развития событий.
Перед показом
точечной диаграммы объясните читателям, как ее читать.
Обозначение
точек. Если под каждой точкой подписывать, скажем, имя продавца, это может
запутать читателя. Приемлемый вариант - обозначать точки буквами или цифрами, которые
соотносятся с полными именами, приведенными в легенде. Более правильный вариант
- использовать двустороннюю линейчатую диаграмму.
В таких
диаграммах независимые переменные располагаются слева – от меньшего значения к
большему или наоборот. Если ожидаемая и реальная зависимости совпадают, то
линейки справа, обозначающие зависимые переменные, будут их зеркальным отражением.
Если же реальная зависимость не соответствует ожидаемой, то два столбца будут
отличаться друг от друга.
Используйте двухстороннюю
линейчатую диаграмму только когда на ней не более 15 показателей. Если же их более
15, то лучше составить более компактную точечную диаграмму, не подписывая на
ней каждую точку.
Разновидности точечной
диаграммы:
1) Совмещенная точечная диаграмма показывает
корреляцию между двумя разными показателями или состояниями одного показателя в
разное время.
2) В пузырьковой диаграмме присутствует
третья переменная, обозначаемая разной величиной точек. К примеру, две шкалы могут отражать продажи и прибыли, а размер точек -
относительный объем активов каждой компании в отрасли.
Часть II. Использование диаграмм.
Двойное
сравнение
Иногда та идея,
которую вы сформулировали на основе анализа данных, требует двойного сравнения,
например, позиционного и покомпонентного или временного и позиционного. В таких
случаях необходимо решить, какое сравнение первично, а какое вторично.
Разберем в
качестве примера следующую фразу, содержащую и временное, и позиционное
сравнение:
«По
прогнозам, в течение следующих 10 лет объем продаж увеличится, однако роста
прибыли может не произойти».
Первая часть
фразы - временное сравнение. Однако утверждение «роста прибыли может не произойти» добавляет еще одно, позиционное
сравнение.
Однако первичным является
временное сравнение, поэтому мы используем базовый тип диаграммы, наиболее подходящий
для временного сравнения, – график с отдельной линией для каждой позиции.
Шкалы
Неправильная
шкала может ввести аудиторию в заблуждение.
В примере 1
диаграмма слева показывает изменения прибыли за последние пять лет.
При беглом
взгляде на диаграмму создается впечатление, что прибыль падает. Однако при рассмотрении
обнаруживаются четыре ошибки: (1) годы расположены в обратном порядке; (2)
нижние 20 пунктов по вертикальной оси опущены; (3) колонки нарисованы трехмерными,
поэтому трудно понять, как оценивать их высоту - спереди или сзади; (4) линии
разметки нарисованы в перспективе. Все вместе создает картину упадка компании, что
не соответствует действительности.
В примере 2 линии
разметки, нарисованные в перспективе, создают впечатление, что продажи растут.
Выбор шкалы
является важным инструментом, помогающим создать нужное впечатление. Вот пример
того, насколько серьезна роль шкалы в формировании представления об основной
идее диаграммы. Какой рисунок вы выберете - А или Б?
Решение должно
опираться на профессиональное понимание роли изменений. В отличие от изменения
цены напольной плитки на один цент изменение в 1 тыс. долларов в многомиллионном
контракте может оказаться несущественным. Сообразуясь с этим, следует выбирать
шкалу для отображения вашего представления о роли изменения: возможно, левый
рисунок подойдет для контрактов, а правый - для напольной плитки.
Факторы,
влияющие на диаграмму
1) Форма
диаграммы - от низкой и широкой до узкой и высокой.
2) Различные
шкалы - от 0 до 5, от 0 до 10 или от 0 до 25.
Часть IV. Рекомендации по оформлению слайдов
Надписи на слайдах должны быть разборчивыми для всех
Никто из слушателей
не станет жаловаться на большой размер букв в презентации, зато все будут
недовольны, если они будут слишком малы.
Размер шрифта
|
Ширина экрана
|
||
2м
|
2,5м
|
3,5м
|
|
16 пт. строчные буквы
|
4
|
5
|
6
|
18 пт. строчные буквы
|
6
|
7
|
8
|
20 пт. строчные буквы
|
9
|
11
|
13
|
22 пт. строчные буквы
|
11
|
12
|
15
|
24 пт. строчные буквы
|
13
|
15
|
18
|
30 пт. строчные буквы
|
15
|
18
|
21
|
32 пт. строчные буквы
|
19
|
21
|
25
|
Приемы,
позволяющие сделать надписи разборчивыми:
- Округлите цифры
или отбросьте знаки после запятой, если они не существенны для передачи
основной идеи.
- Используйте
координатную сетку или шкалу вместо чисел на концах столбцов и линеек.
- Заменяйте слова
символами - значок $ вместо слова «доллар», значок % вместо слова «процент».
- Используйте
сокращения и аббревиатуры, если это не вносит неразбериху.
- Редактируйте
надписи: сокращайте 10 слов до 4-х, 4 слова до 3-х, 3 слова до 2-х.
- Удаляйте сноски:
выносите эту информацию в устное сообщение, если она настолько важна.
- Не указывайте
источники, оставьте их для раздаточных материалов.
Чем крупнее, тем лучше
Эта диаграмма
отражает информацию в ее изначальной форме. Очевидно, что ее невозможно будет
разобрать на экране любого размера.
Наиболее
очевидные советы - удалить те столбцы, которые не содержат данных, или же
разбить график пополам по горизонтали, расположив одну его часть над другой.
Но можно просто изменить
расположение данных.
Чем проще, тем лучше
Эта диаграмма
была использована в документе для иллюстрации утверждения, что ПВХ является
самым дешевым полимером.
- Нужно ли для передачи основной мысли
использовать одновременно две единицы измерения для определения эффективности
затрат (центы за фунт и центы за кубический дюйм)? Нет. Нам хватит данных в
центах за фунт.
- Нужно ли нам указывать цифры на конце каждой
линейки? Нет. Достаточно будет шкалы.
- Это позиционное сравнение. Можем ли мы поменять
порядок следования линеек, разместив их по убывающей, чтобы дополнительно
подчеркнуть позицию ПВХ? Да.
В этой диаграмме
выполнены все вышеперечисленные рекомендации, и мы четко видим, что ПВХ дешевле
всех остальных полимеров.
Чем больше, тем лучше
Чтобы представить
5 идей на одном слайде, понадобится ровно столько же времени, как и для
представления одной идеи на каждом из 5 слайдов.
Преимущество
этого подхода в том, что внимание аудитории сосредотачивается на той одной
идее, которая излагается в определенный момент; снимается риск того, что кто-то
отвлечется на другие аспекты слайда, не обсуждаемые в данный момент.
Используйте цвет по назначению, а не для красоты
Перевод
презентации в черно-белый формат - хорошая проверка ее эффективности: если она
понятна и в черно-белом исполнении, то все в порядке; если же нет - то цвет ей
вряд ли поможет.
Используйте
черный фон, чтобы цвета лучше выделялись. Для элементов диаграммы используйте
холодные цвета (синий и зеленый), а для выделения конкретных элементов – желтый
и белый. Например:
- чтобы выделить компонент
круговой диаграммы, один сегмент гистограммы или линейчатой диаграммы, одну линию
тренда, ряд цифр, заголовок:
- чтобы обратить
внимание на лейтмотив презентации: например, обозначение данных по вашей
компании одним и тем же цветом на всех слайдах презентации:
- чтобы отделить фактические
данные от прогнозов, одну группу столбцов или линеек от другой, одну линию
тренда от другой:
- чтобы
символически изобразить красным цветом - убытки, зеленым - прибыль. Красный
цвет - остановка, желтый - внимание, зеленый – движение:
Комментарии
Отправить комментарий